Весна – это не только зелень и цветы. Даже где-то далеко за городом, в полях, трактора, выехавшие на посевную, отравляют воздух густыми дизельными выхлопами. А в городе положение намного хуже! Даже те автомобилисты, кто зимой не рисковал выезжать на дорогу, расконсервировали свои видавшие виды «Таврии» и «Копейки», которые, дряхло прокашлявшись, выезжают коптить городское небо. Уже ни для кого не секрет, что одним из главных загрязнителей воздуха в городах является автомобильный транспорт. И Украина в этом плане – один из лидеров. Удельный вес автомобильного выхлопа в общей массе загазованности крупных городов обычно достигает 40%. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами почти 200 килограммов различных углеводородов. К тому же транспортный поток формирует до 80 процентов превышений по уровню шумов. Выхлопные газы значительно превышают допустимую концентрацию опасных веществ в воздухе и сокращают среднюю продолжительность жизни человека на несколько лет.
Но все это в среднем. В Украине же положение намного хуже. Ведь чем новее автомобили, тем более строгие экологические стандарты соблюдают их конструкторы. А на украинских дорогах новые автомобили появляются сравнительно редко. Транспортные потоки растут, но не за счет новых, только что сошедших с конвейеров моделей, соответствующих всем экологическим нормам, а преимущественно за счет автохлама, который в западных странах мог пойти разве что на металлолом. Но к стыду нашему, этот металлолом не только нашел дорогу в Украину, но он еще и выглядит бодрячком по сравнению с металлоломом отечественным.
Украина как автосвалка Европы
Все мы помним, что после долгих дебатов и даже протестных акций под Верховной Радой процесс ввоза в Украину подержанных автомобилей из Европы все же урегулировали. На проблему уже просто нельзя было закрывать глаза. Ведь еще в прошлом году количество ввезенных «транзитных» машин превышало продажи новых автомобилей более чем в 10 раз. В Украину ввозилось около миллиона машин на европейских номерах в год, и большинство этих транспортных средств не попадало в официальную статистику.
Для сравнения, в пиковых для автомобильной отрасли 2007 и 2008 годах продажи составляли 542 и 623 тыс. машин соответственно. Следовательно, люди в последние годы приобретали почти вдвое больше авто, чем в лучшие, с точки зрения макроэкономической ситуации, времена. Почему?
Дело здесь не только в том, что украинское законодательство по ввозу автомобилей с иностранной регистрацией не было урегулировано, в результате чего «евробляхеры» не платили за растаможивание. Считается, что в последние годы средний возраст авто в ЕС стремительно рос. Например, если по состоянию на 2008 г. он составлял 8 лет, то уже в 2015-м — 10,5 года. В результате правительства стран ЕС сделали так, чтобы владеть старым автомобилем было намного дороже, чем новым. Во-первых, налогообложение в ЕС учитывает вредность влияния авто на экологию. Для машин одного бренда, выпущенных сегодня и 20 лет назад, разница в ежегодных выплатах может отличаться в разы. Во-вторых, экономные европейцы обращают серьезное внимание на показатели расхода топлива. Кроме того, там широко популяризируются электрокары, которые вообще освобождаются от налогообложения и еще помогают ежедневно экономить, поскольку таким авто предоставляется бесплатная парковка в центральных частях городов. В результате старые машины из западных стран сначала перекочевали в восточноевропейские страны ЕС, среди которых прежде всего Литва и Польша. Но общие экологические нормы и единый рынок энергоресурсов заставляют в свою очередь и наших соседей избавляться от десятилетних моделей Audi, Mercedes или BMW. И горе тому, кто в Европе будет последним собственником машины — ему тогда придется заниматься вопросами утилизации транспорта, тратить на это время, платить деньги. Вот почему в этих странах молниеносно отреагировали на возможность сбывать своих железных, но отслуживших свое коней в Украину. Там решили, что лучше получить за автомобиль 2 тысячи евро, чем отдать эту же или большую сумму за его утилизацию.
А самый большой парадокс заключается как раз в том, что даже очень старые по европейским меркам автомобили являются сравнительно новыми для украинского рынка. Ведь по последним оценкам, средний возраст автомобилей в Украине превышает 20 лет. Год, в котором «родилось» большинство украинских автомобилей – 1997. По дорогам нашей страны коптят воздух 1,2 млн автомобилей 1995 года выпуска и старше! И это при том, что всего в Украине примерно 6,6 млн. легковых машин. Если сравнивать с другими странами, то в Саудовской Аварии средний возраст машин составляет 3 года, в Германии – 6,9, в Литве – 7,6, в США – 11 лет, в России – 12. Хуже, чем в Украине, дела обстоят разве что на Кубе, где средний возраст машин составляет 38 лет.
Кто не помогает своему автопрому, тот кормит чужой
Если задуматься об экономике вопроса, то без сомнения, речь идет о колоссальных суммах. Например, если подержанное европейское авто в среднем стоит около 3 тысяч евро, а услуги по его покупке и выбору — еще тысячу, то за границу уходит как минимум 3 млрд евро в год, и еще 1 млрд — в карман посредников. Причем, и в 2019 г., после законодательного урегулирования таможенных вопросов, тенденция продолжается. Сумма, равняющаяся нескольким траншам МВФ, в который раз покинет нашу экономику в обмен на металлолом с двигателями.
– Сейчас, к сожалению, украинского автопрома не существует. Я считаю, что он умер, когда «АвтоЗАЗ» прекратил свое производство, – оценивает сложившуюся ситуацию председатель совета ООО «Компания Прогресс» Алексей Кравчун, – Когда-то в Украине была экономическая стратегия, предусматривающая политику протекционизма по отношению к отечественному автомобилестроению. И это соответствует мировой практике. Например, Дональд Трамп остается популярным в США, потому что его риторика полна идей по защите рынка США, в том числе и по отношению к автомобилям, собранным в Европе. То есть Штаты не стесняются защищать свой авторынок, нам же этого делать почему-то нельзя. А Китай начинал становление автомобилестроения с того, что ввел 200-процентную пошлину на импортные авто. Но сегодня эта страна занимает первое место среди автопроизводителей мира, с двойным отрывом от США. В сравнении с этим введенные некогда в Украине 25-30 процентов были вполне приемлемы. Сейчас, к сожалению, мы уже не являемся автомобилестроительным государством. Для того, чтобы в нынешней ситуации возродить украинский автопром, нужно начинать практически «с нуля». Остается надеяться, что Украина вернется хотя бы для начала к отверточной сборке, как это было с новыми моделями в 2001 году. Правительство должно попытаться убедить кого-то из первой мировой десятки в том, что в Украине можно в эту отрасль вкладывать деньги. А иначе мы так и будем оставаться автосвалкой.
– Непрекращающийся ввоз в страну старых машин подрывает и такую сложную отрасль автобизнеса как ритейл, – продолжает Алексей Кравчун. – Все машины, продающиеся в автосалонах, как минимум соответствуют требованиям экологического стандарта Евро-5 и появляется все больше Евро-6. Для того, чтобы дилерские центры с их сервисными подразделениями продолжали существовать, они должны продавать достаточное количество автомобилей. Для западных стран бизнес по продаже автометаллолома в Украину – это денежный поток, направленный в их сторону. Богатые западные экономики таким образом поддерживаются бедной Украиной в силу незащищенности ее рынка. Кроме того, наши дороги забиты коптящей рухлядью, а на западных автобанах –ездят современные автомобили. Автопарк страны должен развиваться. Если на смену старым автомобилям приходят новые, то выбросы снижаются. Но у нас, к сожалению, по-прежнему идет обратный процесс: автопарк страны катастрофически стареет. Если так будет продолжаться, в конце концов все города превратятся в «газовую камеру».
В Европе экостандарты – все строже, у нас – все либеральнее
Нельзя не обратить внимания на тот факт, что с 2016 года, когда поток «евроблях» в страну приобрел массовый характер, законодатель становился все более либеральным относительно экологических требований к ввозимым подержанным автомобилям. Сначала можно было ввозить только автомобили, соответствующие стандарту Евро-5. Но затем, с 25 ноября 2018 года, вступили в силу законы Украины № 8487 и № 8488, которые разрешили завозить автомобили старше 2010 года выпуска, соответствующие стандарту Евро-2 и выше, что существенно расширило возможности приобретения подержанных автомобилей не только с европейского рынка, но американского и других рынков, ранее недоступных для ввоза в Украину.
Депутаты решили, что требование соответствия экологическим стандартам должно применяться только к новым автомобилям, которые ранее не были зарегистрированы ни в одной стране. То есть ранее узаконенным за границей машинам не обязательно отвечать строгому “Евро-5”. Увы, эта практика продолжилась и в 2019 году. Сейчас требование к б/у легковым автомобилям – всего лишь Евро-2, к грузовым и автобусам – Евро-5, и этот же стандарт действует для новых авто, произведенных в Украине или импортированных из-за рубежа.
В принятом недавно законе о снижении акцизов на подержанные авто законодатели забыли о таких категориях, как автобусы и грузовики. Поэтому обновления парка автобусов на маршрутных линиях не будет, а мелкие и средние предприниматели не смогут обновить свой транспорт в ближайшие годы. Единственный прогрессивный момент – электромобили в Украине освобождены от пошлины и НДС. Остался только акциз – 1 евро за 1 кВт∙ч емкости аккумулятора, то есть максимум 100 евро за Tesla Model S P100D и 24-60 евро за Nissan Leaf.
По идее, ситуация должна измениться 1 января 2020 года, когда вступит в силу следующий этап введения экостандартов, а именно, для всех новых авто, грузовиков и автобусов начнет действовать требование соответствия Евро-6. Но для легковых машин с пробегом Евро-2 останется!
Напомним, что если бы не законопроект №5624, который в 2017 году стал законом, стандарт Евро-6 действовал бы у нас уже второй год.
Но и это еще не все. Очередной законопроект «Об адаптации украинского автомобильного рынка к внедрению международных экологических требований к транспортным средствам», который зарегистрирован в Верховной Раде под номером 10128, тоже касается изменения правил относительно норм «Евро». В документе предложено перенести дату введения Евро-6, для новых легковых авто, а также для всех автобусов и грузовых транспортных средств, на 1 января 2025 года! По информации из пояснительной записки к законопроекту, это поможет избежать возникновения «схем» с импортом новых автомобилей, которые могут завозиться под видом б/у, и которые не будут соответствовать Евро-6, а также даст время местным автопроизводителям на адаптацию производственных процессов, чтобы их продукция резко не подорожала. В общем, как всегда, предлагают всему обществу в угоду чьим-то частным интересам сделать шаг назад в своем развитии.
– Це тільки привід, щоб скасувати прогресивніші стандарти, – убеждена экологический эксперт и активист Ирина Пирогова. – Європейці позбавляються старих машин не тільки тому, що вони економніші. Чим якісніша автівка, тим дружніша вона до довкілля. І тому не можна погоджуватися з тим, що на догоду ділкам, які постачають вживані автівки, мають бути покарані всі інші люди. Ніколи життя не ставало кращим від того, що хтось вирішив скасувати, або «відсунути» прогрес.
В общем, если мы хотим выжить, необходимо стремиться к тому, чтобы на дорогах в целом не было машин старше 8-10 лет. И регулировать это нужно так же, как это делают в Европе: дифференцированным налогом на авто. Чем старше машина, тем больше налога в год ты должен заплатить. Это простимулирует рынок, а значит простимулирует и автопроизводителей, и банки в плане доступных кредитов. Первый шаг в этом направлении сделан. При ввозе в страну подержанных автомобилей акциз умножается на количество лет, исполнившихся транспортному средству. Но надо сделать так, чтобы плата была ежегодной. В любых экономических условиях нельзя делать из наших дорог дымящую передвижную свалку.
Сергей ВЕРЕТЕННИКОВ
фото из архива “МИГа”