В национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины включили «Традицию приготовления эт айакълакъ [караимский пирожок с мясом]».
В перечень, а теперь уже и в виртуальный музей нематериального культурного наследия Украины, презентованный в Киеве, попали:
Косовская рисованная керамика [Ивано-Франковская область],
Кролевецкое перерабатывающее ткачество [Сумская область],
Опишнянская керамика [Полтавская область],
Петриковская декоративная роспись [Днепропетровская область],
козацкие песни Днепропетровщины [Днепропетровская область],
песенная традиция села Лука Киево-Святошинского района [Киевская область],
вышивка «белым по белому»,
растительное ковроткачества поселка Решетиловка [Полтавская область],
орнек – крымскотатарский орнамент и знания о нем [АРК],
орнаментальная роспись бубновской керамики [Винницкая область],
бортничество,
гуцульская писанка,
приготовление эт айакълакъ [караимский пирожок с мясом; опыт караимов Мелитополя],
обряд «Вождение куста» в селе Сварицевичи Дубровицкого района Ровенской области.
Побывав в только-только открытом виртуальном музее нематериального культурного наследия нашей страны, «МИГ» узнал, что
для караимских пирожков изготавливается слоеное тесто, начинкой служит сырая баранина. Мясо должно быть рубленным. Раньше в богатых семьях караимов начинку для пирожков делали только из мяса, в бедных – с добавлением картофеля. Для приготовления теста использовали курдючный жир. Караимский пирожок всегда имеет изогнутые края – в форме полумесяца, а на его поверхности делаются два небольших отверстия, в которые заливается бараний бульон. Пирожки пеклись на костре (тандыре), сверху накрывались котлом, на который засыпали уголь. Позже стали печь на специальном мангале на древесном угле. Сегодня используют электрические, газовые духовые шкафы.
Тесто в пирожках всегда хрустящее, а начинка – сочная.
Большую роль играл ритуал подачи караимских пирожков к столу. В обеденный час собиралась вся семья, и хозяйка ставила готовые пирожки на стол. Хозяин говорил молитву, исполненную благодарности за «хлеб-соль» и, наконец, пробовал пирожок. «Да, баранина приготовлена как надо» – отмечал он кивком головы. Другой пирожок подавали старейшине семьи или гостю. Попробовав его, тот тоже кивал головой. Затем пирожки раздавали детям. Ели их, выражая восхищение и благодарность. Вставая из-за стола, целовали хлеб, трижды прикладывая ко лбу, со словами: «Да благословит Господь» [по-караимски: «Танри бераха берсин!»].
Между прочим, теперь караимы – один из самых малочисленных народов мира. В Мелитополе они поселились в середине 19-го века – после начала Крымской войны. Из-за нее караимы покинули свои дома в Крыму и переселились на материк. Со временем местные жители познакомились с караимской кухней.
Сегодня караимские пирожки с мясом является наиболее известным блюдом и кулинарной визитной карточкой караимов Мелитополя и других караимских общин Украины, Польши и Литвы.
Мелитопольское караимское национально-культурное общество «Джамаат» и этнографический караимский центр «Кале» планируют продолжать изучение особенностей – для популяризации в мире, караимской национальной кухни.
Фото с портала virtmuseum.