• Архів газети
  • Історія
  • Про видання
  • Контакти
  • Рекламодавцям
  • Обрати мову сайту
  • Українська
  • Русский
Газета МИГ
  • Новини Запоріжжя
    • Підтримка
    • ЖКГ, Транспорт
    • Фінанси, економіка
    • Культура, навчання
    • Спорт
  • Україна та Світ
  • Інфографіка
  • Спецпроєкти
    • Факти – ліки проти фейків
      • Випуск 1
      • Випуск 2
      • Випуск 3
      • Випуск 4
      • Випуск 5
      • Випуск 6
      • Випуск 7
    • Цікаво
    • Світ допомагає відновлювати Україну
      • Cпецвипуск 20
      • Cпецвипуск 19
      • Cпецвипуск 18.
      • Cпецвипуск 17.
      • Cпецвипуск 16.
      • Cпецвипуск 15.
      • Спецвипуск 14.
      • Cпецвипуск 13.
      • Cпецвипуск 12.
      • Cпецвипуск 11.
      • Спецвипуск 10.
      • Спецвипуск 9
      • Спецвипуск 8
      • Cпецвипуск 7
      • Cпецвипуск 6.
      • Cпецвипуск 5.
      • Cпецвипуск 4.
      • Cпецвипуск 3.
      • Cпецвипуск 2.
      • Cпецвипуск 1
      • Архів PDF Світ допомагає відновлювати Україну
    • Запорізькі крафтовики
    • Виконані
      • Слово правди – наша зброя
        • Спецвипуск 1
        • Спецвипуск 2
        • Спецвипуск 3
        • Спецвипуск 4
        • Спецвипуск 5
        • Спецвипуск 6
        • Спецвипуск 7
        • Спецвипуск 8
        • Спецвипуск 9
        • Спецвипуск 10
      • Запоріжжя: 45 км до лінії фронту
      • Правда кривду переможе!
        • Cпецвипуск 6
        • Cпецвипуск 5
        • Cпецвипуск 4
        • Cпецвипуск 3
        • Cпецвипуск 2
        • Спецвипуск 1
      • Громадськість за здорове місто
      • Коронавірус під мікроскопом
    • Архів PDF
    • Євроінтеграція
      • Реформи
      • Україна-ЄС
    • Дивовижне Запоріжжя
      • Історія успіху
      • Персони
      • Точка на карті
  • Фото і відео
  • Публікації
    • Політика
    • Споживач
    • Соціальна сфера
    • Медицина, екологія
    • Мистецтво, дозвілля, туризм
    • Різне
  • Важливо
Газета МИГ
No Result
View All Result

Новини Запоріжжя Невероятные рекорды танка, созданного инженером из Бердянска

Невероятные рекорды танка, созданного инженером из Бердянска

by vlad
06/09/2019
in Новини Запоріжжя, Публікації
0
Невероятные рекорды танка, созданного инженером из Бердянска
489
VIEWS

Над танком этим, который в историю танкостроения вошел под названием БТ-7 [«быстроходный танк» седьмой модификации], работали харьковские конструкторы завода им. Коминтерна, как когда-то назывался нынешний Харьковский танковый завод им. Малышева, во главе с уроженцем Бердянска Афанасием Фирсовым. К слову заметить, первый опытный образец колесно-гусеничного танка  БТ-7, вооруженный 76,2-мм пушкой, был готов 1 мая 1934 года. Однако во время испытательного пробега у него постоянно кипела вода и его сразу же отправили на доработку. Ну, а осенью 1934 года – ровно 85 лет назад, получается, в Харькове подготовили к испытаниям второй опытный образец быстроходного танка с номером семь – с 45-мм пушкой, правда. При этом на крыше башни конструкторы разместили два люка посадки и высадки экипажа, за что немцы впоследствии прозвали БТ-7 микки-маусом [открытые люки напоминали уши мышонка]. Именно эта «бэтешка», как танк называли в войсках, стала главной в серии легких советских танков БТ [ей предшествовали  БТ-2 и БТ-5, которые тоже были созданы в  харьковском спецКБ инженера-механика из Бердянска Афанасия Фирсова].

Ну, а впервые почти невероятные возможности «бэтешки» были продемонстрированы народу в фильме «Трактористы» с Николаем Крючковым в заглавной роли. На широкий экран картина вышла в 1939 году, удивив зрителя мчащимися, прыгающими и даже… полулетающими стальными машинами, произведенными в Харькове. В фильме также впервые песня прозвучала – о том, что в СССР «танки быстры», а броня у них точно так же «крепка», как и лбы коммунистов-ленинцев)

О начальнике харьковского конструкторского бюро танкостроения Афанасии Фирсове, который на должность был назначен 6 декабря 1931 года, а репрессирован был [и расстрелян] в 1937 году, мы поговорим отдельно. И чуть позже.  Пока же я расскажу о том, чем прославился – в буквальном смысле слова, танк бердянского инженера, использовав для этого собранные в разных источниках факты.

Создатели танков серии БТ – Афанасий Фирсов [в центре]  и его молодые коллеги-конструкторы

 

БТ-7 мчится на бетонное препятствие

В 1936 году, когда «бэтешки» уже заняли свое место в войсках, на научно-испытательном автобронетанковом полигоне [находился он – и находится, в подмосковной Кубинке] готовился показ правительству новых образцов машин. Но тут из одной воинской части поступило неприятное донесение: на БТ-7 – в момент преодоления препятствия, сорвало крепление башни к погону – приспособлению, благодаря которому башня держится на корпусе. В часть вызвали представителей завода. Возник конфликт. Производственники склонны были считать произошедшее следствием небрежного обращения с машиной: не были, мол, своевременно подтянуты болты крепления, из-за этого образовались люфты… вот система и не выдержала. Работники полигона с этим заключением не согласились, взявшись доказывать необходимость внесения изменения в саму конструкцию – для усиления крепление башни к погону.

Решающее слово оставалось за испытателями. И ведущий испытатель танков Евгений Кульчицкий решил очень своеобразно проверить танк: машину, предложил он, нужно разогнать до максимальной скорости, а потом направить ее на полном ходу на… массивное бетонное препятствие. Танк, конечно же, мгновенно остановится. При этом сила инерции будет столь велика, что лучшей проверки надежности крепления башни не понадобится. Правда, испытание сложное и опасное. И для машины – для нее ведь нет ничего страшнее такой мгновенной остановки, – и, разумеется, для механика-водителя.

Свой выбор испытатель делает в пользу харьковчанина Николая Носика.

И техники стали готовить танк: сняли в боевом отделении сиденья экипажа с кронштейнами, настоящие снаряды заменили макетами, броню перед механиком заложили мешками с ватой, а поверх бросили кошму – войлочный ковер. Кроме этого, механика-водителя решили одеть в зимнее: полушубок, шапку-ушанку, ватные штаны, валенки. А кошма и хлопковая вата должны были уберечь в первую очередь голову, руки и ноги от ушибов. К сиденью водителя  пристегнули ремнями с авиационным замком.

Наконец, пришел день испытаний. Вот и сигнал. Танк тронулся на первой передаче, затем набрав разгон, перешел на вторую и, развив максимальную скорость, врезался в препятствие… Послышался сильный удар. Несмотря на сухую погоду, гусеницы резко пробуксовали, подняв над танком столб пыли, двигатель рявкнул и… заглох.

Члены комиссии повидали всякое. Но то, что произошло, оказалось настолько неожиданным и диким, что буквально потрясло бывалых танкистов. Ствол пушки, поставленный – по походному, назад по ходу танка, стал медленно подниматься, потом быстрее, быстрее… и вот он уже вместе с башней, оторвавшейся от корпуса, перелетел за препятствие.

Наступила полная тишина. Все замерли, а затем бросились к танку. Через открытый погон был виден Николай Носик. Повиснув на ремнях, он всем корпусом подался вперед и был без сознания. Его быстро вытащили, привели в чувство. Никаких повреждений он не получил, но мгновенная остановка танка при ударе о препятствие вызвала острое нарушение мозгового кровообращения – отсюда и обморок.

Обезглавленный танк ушел своим ходом в парк, а башню и пушку команда полигона тягачом доставила в лабораторный корпус. Там их подвергли тщательному исследованию. Оно подтвердило недостаточную надежность крепления башни. Завод внес изменения, и крепление значительно улучшилось.

За успешное проведение испытаний капитан Николай Носик  был награжден орденом боевого Красного Знамени. В марте 1940 года, к слову, капитан участвовал в знаменитом танковом походе на Москву, когда из Харькова были отправлены в столицу СССР два танка Т-34 – первые образцы. Одну из этих машин как раз и вел Николай Носик. В походе также участвовал создатель «тридцатьчетверки» конструктор Михаил Кошкин, которого назначили на должность руководителя  харьковского спецБК вместо Афанасия Фирсова, погибшего к тому времени.

 

БТ-7… летит

Дело было на Синем озере под Киевом, куда приехала группа специалистов во главе с ведущим испытателем танков Евгением Кульчицким, чтобы продемонстрировать преодоление танками водных преград и заболоченных участков. Место оказалось вполне подходящим для всех номеров программы, кроме… прыжков. Берега у Синего озера пологие, для этого не годятся. Тогда саперам было приказано соорудить насыпь, которая бы заменила высокий берег.

И испытатели показали все, чему они научили танки: на большой скорости машины преодолевали броды, ходили по дну реки, плавали по ней.

Заключали программу прыжки.

Оставив на командном пункте своего заместителя, Евгений Кульчицкий на легковой машине быстро домчался до танка на противоположном берегу озера. Вскочил в него через башню, завел двигатель, привязался ремнями к сиденью и двинулся к берегу, развивая максимальную скорость на каждой передаче.

По тому, как испытателя вдавливало в спинку сиденья, он чувствовал возрастающую скорость. Метров за сорок до обрыва нажал на акселератор до отказа. Подняв нос, танк оторвался от берега.

Прыжок удался: танк пролетел… 42 метра. Это был мировой рекорд

Наблюдавший за действиями танкистов командующий Киевским военным округом командарм первого ранга Иона Якир вынес Евгению Кульчицкому личную благодарность.

А вот, что рассказывал о полетах на БТ-7  сам испытатель:

«Прыжок… Пожалуй, это самое сложное из всех упражнений высшего танкового пилотажа. Выполнять их может только искуснейший и бесстрашный водитель. Ну, представьте себе: обрушить с крутого откоса в воду металлическую громадину в десять с лишним тонн да еще на скорости пятьдесят километров в час.

Но в том-то и дело, что не обрушить, а прыгнуть, то есть, стремительно пролететь десятки метров по воздуху, чтобы потом плавно скользнуть по водной поверхности, сохранив в целости и себя, и машину.

А для этого за считанные мгновения следует четко и быстро выполнить довольно сложную программу. Начать разгон с максимальным ускорением, для чего передачу переключать быстро и при достижении максимальных оборотов двигателя на каждой передаче. Последние 20-30 метров пройти с наивысшей скоростью, несколько задрав нос танка перед самым прыжком. Когда танк отрывался от берега, с двигателя снималась нагрузка, обороты увеличивались, и гусеницы начинали вращаться с бешеной скоростью. Чтобы не потерять их в воздухе, следовало сбросить обороты до минимальных. Удара в любом случае не избежать – танк все-таки не птица! – но так он получится скользящим.

У танкиста, выполняющего такой маневр, особая линия поведения. Уже за сутки почти ничего не пить. Иначе почки не выдержат гидравлического удара – лопнут кровеносные сосуды. В момент самого прыжка – бросить рычаги, сильно согнуть корпус, быть готовым при сильном ударе защитить голову руками. Потом снова успеть ухватить рычаги и вывести машину на берег».

Когда я читал это, мне, признаюсь честно, было не по себе. Не случайно говорят, что танкисты – особые люди. Люди особой выдержки и мужества. И они, кстати, очень гордятся званием «танкист».

Припоминаю, что у нас в отдельном пулеметно-артиллерийском батальоне морской пехоты [сокращенно – ОПулАБ] танкисты – а в батальоне была и танковая рота, прикрепляли на погоны, чтобы отличаться от своих сослуживцев, крохотные эмблемы танка – такие в танковых войсках носят.

Это было нарушением формы одежды, старшина приказывал их снять, но «траки», как мы называли танкистов, все равно их цепляли – на зло старшине и на зависть другим)

Испытатель танков Евгений Кульчицкий

БТ-7 под управлением Евгения Кульчицкого в полете

 

БТ-7 громит фашистов

23 июня 1941 года находившаяся в Литве – в районе города Алитуса, 5-я танковая дивизия полковника Федора Федорова, имевшая на вооружении в основном танки БТ-7, понеся большие потери, спешно отступала. Под Алитусом в первый день войны дивизия потеряла три четверти своих танков, а у остальных заканчивались снаряды. Чтобы спасти остатки материальной части, необходимо было оторваться от противника. От оккупанта, если говорить конкретнее, который напал… на оккупанта: Прибалтику-то Красная Армия оккупировала двумя годами ранее.   Ну, а чтобы оторваться от немцев, нужно было попытаться задержать их продвижение. Командир 9-го танкового полка понимая, что тот, кто будет держать врага, почти стопроцентно обречен на гибель,  предложил эту задачу добровольцам. Смельчаком, согласившимся в одиночку встретить немцев, оказался командир танка, сержант-сверхсрочник Григорий Найдин,  служивший в танковых войсках с 1938 года и подбивший днем ранее, 22 июня, немецкий танк.

В БТ-7 сержанта сгрузили все оставшиеся снаряды и танк укрылся в засаде в придорожных кустах у местечка Родзишки – в 20 км юго-западнее Вильнюса, на который наступала 19-я немецкая танковая дивизия генерал-лейтенанта Отто фон Кнобельсдорфа. В предыдущих боях она не участвовала – находилась во втором эшелоне 57-го корпуса 9-й танковой группы, и поэтому наступала свежими силами. Будучи уверенными, что Красная Армия разгромлена, что почти соответствовало ситуации на фронте,  немцы двигались без охранения, выдвинув вперед неполную танковую роту из 12 танков PzKpfw II и PzKpfw III с прицепленными артиллерийскими орудиями.

Место для засады сержант выбрал весьма удачно: дорога там шла через заболоченный луг, и немцы не могли бы объехать подбитую технику, не застряв в болоте.

Первым же выстрелом Григорий Найдин, а в танке БТ-7 именно командир исполнял обязанности наводчика орудия, подбил головной танк немцев. Вторым выстрелом он уничтожил последний танк в колонне и она оказалась запертой с обеих сторон и не могла двинуться ни назад, ни вперед. Воспользовавшись замешательством, а потом и начавшейся паникой, Григорий Найдин продолжал расстреливать немецкие танки. Сержант понимал: теперь самое важное – не дать врагу опомниться, и он взял такой высокий темп стрельбы, что немцы просто не смогли оказать организованного сопротивления – они даже не поняли, откуда их расстреливают. В считанные минуты немецкая колонна была разгромлена, противник потерял все 12 танков и десять штурмовых орудий. Около 50 трупов валялись у разбитой бронетехники.

А БТ-7 на колесном ходу догнал свою часть.

В этот же день, кстати, уже на окраине Вильнюса, Григорий Найдин уничтожил еще три танка противника. А в боевом донесении штаба фронта, направленном наркому обороны СССР в 22.45 24 июня, было особо отмечено: «5-я танковая дивизия в 14.00 23.6.41 г. вела бой с противником в районе Родзишки». Правда, о том, что бой этот вел… один танк, в донесении указывать не стали.

Григория Найдина за проявленное мастерство и мужество представили к званию Героя Советского Союза, однако награждение состоялось не сразу: представление где-то затерялось  – не до него было в те дни.

А сам сержант в конце 1941 года получил ранение, а, выписавшись из госпиталя, был отправлен  на учебу в Челябинское танковое училище, начальником которого оказался… его бывшей командир. Узнав историю своего подчиненного, он заново сделал все документы и даже отыскал свидетелей памятного боя. И 3 июня 1944 года командиру тяжелого танка лейтенанту Григорию Найдину, наконец, было  присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1966 году полковник Григорий Найдин вышел в отставку. Жил он в украинском городе Бердичеве, там и умер 10 декабря 1977 года в 60-летнем возрасте.

Конечно, во время Второй мировой были и более результативные танкисты – как у немцев, так и в Красной Армии и в войсках союзников. Но воевали они на более мощных танках, включая Т-34 и КВ. А для легкого БТ-7 12 уничтоженных танков противника в одном бою – подвиг, заслуживающий уважения и памяти. Думаю, если бы все в Красной Армии с первых дней войны с немцами воевали с такой же выдержкой, смелостью и решительностью, как сержант Григорий Найдин, а не массово, бросая оружие и технику, сдавались в плен, то парад 7 ноября 1941 года Красная Армия проводила бы не во взятой немцами в блокаду Москве, а… в поверженном Берлине.

Впрочем, это исключительно мое, очень субъективное мнение.

Григорий Найдин, сержант

Григорий Найдин, старший лейтенант

Герой Советского Союза, полковник в отставке Григорий Найдин

*

Кроме войны с немцами, танки БТ-7 также участвовали

в советско-японских пограничных конфликтах второй половины тридцатых годов и в войне с Японией в августе 1945 года;

в оккупации Западной Украины, Польши и Прибалтики в 1939 году;

в советско-финляндской войне 1939-40 годов.

Владимир ШАК

Фото из открытых Интернет-источников

*

В тему

Легкий танк БТ-7 образца 1935 года, тактико-технические характеристики

Боевая масса, т, – 13,7

Экипаж три человека

Размеры:

длина корпуса, мм, –            5660

ширина, мм, –            2290

высота, мм, – 2417

Бронирование:

лоб корпуса, мм, – 20

лоб башни, мм, – 15

борт корпуса, мм, – 15

борт башни, мм, – 15

корма корпуса, мм, 13

корма башни, мм, – 15

Вооружение:

пушка 45-мм 20-К

один – три пулемета 7,62-мм ДТ

Мощность двигателя 400 л.с.

Скорость [по шоссе], км/час, – 52 на гусеницах, 72 на колесах

Танки БТ-7 советской 24-й легкотанковой бригады входят во Львов, 18 09 1939

БТ-7 движется по лесной дороге после нападения СССР на Польшу, 1939

БТ-7 с открытыми люками

Брошенный БТ-7, начало войны с немцами

Немецкий танкист в советском танке БТ-7 разговаривает с солдатами вермахта

 

Новини від МИГа mig.com.ua в Telegram та Instagram та facebook. Підписуйтесь на наші канали https://t.me/migcomua та facebook та  Instagram

Previous Post

В Запорожской области плательщики налога пополнили бюджет на 6,3 миллиарда гривен

Next Post

В Запорожье услугами аэропорта воспользовались за месяц 52 тысячи человек

vlad

Related Posts

Середа без світла: де у Запоріжжі 26 лютого відключать електроенергію
Новини Запоріжжя

Середа без світла: де у Запоріжжі 10 вересня відключать електроенергію

09/09/2025
1k
У Запоріжжі обікрали поштомат (фото)
Новини Запоріжжя

У Запоріжжі обікрали поштомат (фото)

09/09/2025
936
Безпечний шлях до знань у прифронтових районах: Запорізька область оновлює парк шкільних автобусів
Новини Запоріжжя

Безпечний шлях до знань у прифронтових районах: Запорізька область оновлює парк шкільних автобусів

09/09/2025
463
Троє запоріжців отримають сертифікати на купівлю нового житла — їхні оселі були знищені обстрілами
Новини Запоріжжя

Троє запоріжців отримають сертифікати на купівлю нового житла — їхні оселі були знищені обстрілами

09/09/2025
463
Ще у двох лікарнях Запоріжжя запрацювали сучасні кол-центри
Новини Запоріжжя

Ще у двох лікарнях Запоріжжя запрацювали сучасні кол-центри

09/09/2025
914
Next Post

В Запорожье услугами аэропорта воспользовались за месяц 52 тысячи человек

Щоденники війни

На ТОТ Запорізької області росіяни затвердили перелік супутникових антен, які заборонено використовувати

За август из Васильевского, Запорожского и Пологовского районов выехали 390 человек

Окупанти репресують неповнолітніх у Запорізькій області

Кількість загиблих унаслідок удару росії по Яровій зросла до 23-х…

росіяни не випускали з окупації тяжкохвору жінку

На засіданні “Рамштайн” сьогодні особисто будуть Гілі, Пісторіус, Рютте і Шмигаль

Цікаво

Україну завтра вдень прогріє до +27° і буде переважно без опадів

Сьогодні день народження Івана Котляревського.

Сьогодні в Україні до +29°, можливі короткочасні дощі та грози

WBO оголосила фінальне рішення щодо Усика

Документальний фільм «Антарктида» зібрав рекордні 7,2 млн грн за перший вікенд

Якою буде погода в Запоріжжі в перші три дні тижня – прогноз синоптиків

Публікації

Троє жителів Запоріжжя оформили виплати як постраждалі від торгівлі людьми

Елітні “Спогади” Олега Бурбовського

Фестиваль «Запорізьке застілля»: якість та креатив від місцевих виробників

Шлях до внутрішньої рівноваги

У “Запорізькій політехніці” представили книгу загиблого Героя, журналіста-розслідувача Олега Шемчука

Як сценарист українських серіалів та фільмів став піхотинцем

Oтримуйте нoвини швидше з дoпoмoгoю нaшoгo Telegram-кaнaлa: https://t.me/migcomua

Газета МИГ
  • «Факти – ліки проти фейків» PDF архів
  • Архів PDF Світ допомагає відновлювати Україну
  • Архів PDF
  • Слово правди – наша зброя
  • Архів газети
  • Історія
  • Про видання
  • Контакти
  • Рекламодавцям
  • Українська

Контакти

Адреса редакції:
м. Запоріжжя, пр. Соборний, буд. 152, , 5 поверх
Адреса для кореспонденції:
а/с 8030, м. Запоріжжя, індекс 69095 Приймальня (061) 7875211,
[email protected]
Сайт mig.com.ua створено для поширення інформаційного контенту під брендом "МИГ". Матеріали сайту готуються і редагуються співробітниками ТОВ "Газета МИГ".
Сайт отримав гранти від Фонд Східна Європа, Празький центр громадянського суспільства та Асоціації «Незалежні регіональні видавці України».
Рекламна служба газети та сайту:
[email protected] ,
[email protected]
Статті у розділі "Важливо" можуть бути комерційною або спонсорською інформацією .
Адміністратор сайту:
[email protected] [email protected]
Використання матеріалів, опублікованих на сайті, дозволяється із зазначенням посилання на офіційний сайт газети МИГ

Мітки

ЄС БПЛА Бердянськ ДСНС ДСНС Запоріжжя ДТП Енергодар Запоріжжя Запорізька область Мелітополь НПУ Новини Запоріжжя Новости Запорожья ПРОГНОЗ Украина адреси вибухи відключення відновлення війна війна з рф графіки гроші допомога діти електроенергія кримінал новини обстріл обстріли окупація погода пожежа поліція поліція_Запоріжжя ремонт руйнування рух рятувальники світло синоптик суд транспорт час черги

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

  • Русский
  • Новини Запоріжжя
  • Україна та Світ
  • Щоденники війни
  • Спецпроєкти
    • Факти – ліки проти фейків
    • Світ допомагає відновлювати Україну
    • Євроінтеграція
    • Дивовижне Запоріжжя
    • Виконані
      • Слово правди – наша зброя
      • Правда кривду переможе!
      • Запоріжжя: 45 км до лінії фронту
      • Громадськість за здорове місто
  • Публікації
  • Важливо
  • Фото і відео
  • Цікаво
  • Календар
  • Інфографіка
Рекламодавцям
No Result
View All Result