Сначала я хотел написать: «забытый олимпийский чемпион», но, подумав, все же остановился на слове «неизвестный». Потому что, если бы не журналист из Токмака Виталий Голод, рассказавший в соцсетях о своем земляке – уроженце токмакского села Новое Анатолии Яркине, который 20 июля 1980 года завоевал золотую медаль на Олимпиаде в Москве в командной шоссейной велогонке на 100 километров, никто бы у нас и не знал о таком спортсмене – о выдающемся спортсмене-олимпийце из Запорожской области. И вот, почему:
в раннем детстве Анатолий вместе с родителями переехал в Тольятти, где и начал заниматься велоспортом – в городской ДЮСШ №4 под руководством тренера Виталия Бабина. Затем попал в знаменитый куйбышевский центр велоспорта, к его ведущему тренеру Владимиру Петрову, воспитавшему четверых олимпийских чемпионов и 32 чемпионов мира. Тем не менее, во всех спортивных справочниках указано, что Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпиады-1980 в командной шоссейной гонке на 100 километров Анатолий Яркин родился 11 ноября 1958 года в села Новое Токмакского района Запорожской области.
В программу московской Олимпиады, к слову, были включены две велосипедные шоссейных гонки: командная на 100 км и групповая на 189 км. Запорожец выходил на старт в обеих – 20 июля и 28 июля. Причем гонка 20 июля открывала олимпиаду, старт которой был дан днем ранее – 19 июля. В составе четверки вместе с Анатолием Яркиным 20 июля по шоссе помчались минчанин Олег Логвин, ростовчанин Юрий Каширин и омич Сергей Шелпаков. Они и стали победителями, им и вручили золотые медали Олимпийских игр. А 28 июля олимпийским чемпионом стал Сергей Сухорученков, выигравший групповую гонку на 189 километров. Запорожец прикатил на финиш шестым. Таким образом, на московской олимпиаде он, участвуя в двух гонках, намотал на колеса своего велосипеда… 289 километров [для сравнения: от Запорожья до Бердянска – около 200 км].
Согласно уточнению знающих людей, командная велогонка на 100 километров по шоссе на Олимпиаде-80 выглядила так: с разницей в две-три минуты стартовали команды по четыре человека. А отсчет на финише велся по трем первым добравшимся – одного, то есть, члена команда могла в дороге потерять. Старт давался на 23-м километре Минского шоссе и 50,5 километра команды ехали в одну сторону, чтобы на 73,5 километре развернуться и двигаться уже в обратном направлении, к финишу [на этом шоссе, кстати, в 1973 году снимали часть фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» – с посадкой Ту-154]. В ночь на 20 июля 1980 года прошел дождь, закончившийся лишь в восемь утра, и трасса к старту едва успела высохнуть. Ровно в 10.00 судейская коллегия под руководством югослава Василия Моровича стала отправлять команды в путь. За каждой из них следовал РАФик с механиками, судьей-хронометристом и четырьмя велосипедами. Всего были заявлены 23 команды, а главными претендентами на победу считались велосипедисты из ГДР – обладатели титула чемпионов мира Фальк Боден, Бернд Дроган, Олаф Людвиг и Ханс-Йоахим Хартник. Стартовали они последними, но под №1(!) и могли ориентироваться на результаты других. Спортсмены из СССР, включая Анатолия Яркина, стартовали двадцать первыми и показали следующий результат: 2.01.21,7 часа. Вторыми пришли немцы [2.02.53,2 часа] и третьими – команда из Чехословакии [Михал Класа, Властибор Конечный, Алипи Костадинов и Иржи Шкода], уступившие на финише команде из ГДР всего семь десятых секунды. Между прочим, в мире больше не существуют страны, чьи флаги в тот день поднимались на олимпиаде в честь победителей: нет давно ни СССР, ни ГДР, ни ЧССР. Только олимпийские медали остались. И память – о спорте, азарте борьбы и молодости.
– К Олимпийским играм мы готовились в городе Калинине, ныне Твери, где прошло несколько контрольных гонок, – рассказал в июле 2020 года, по случаю сорокалетия победы советских велогонщиков на московской олимпиаде, в интервью службе информации Олимпийского комитета РФ Анатолий Яркин. – Затем переместились в Подмосковье. Все-таки на олимпийские трассы оттуда было добираться удобнее.
– На олимпиаде следили за ходом командной гонки?
– По ходу дистанции слышал подсказки болельщиков, стоявших вдоль трассы: «сорок пять, плюс сорок пять». Когда финишировали, из толпы зрителей ко мне попытался прорваться человек. Естественно, милиционеры его не пустили. Но потом я услышал знакомый голос, увидел лицо и понял, что это мой товарищ из Тольятти Олег Тарасов. Пришлось вмешаться. Когда ситуацию удалось утрясти, Олег спрашивает: «Ну как?» Ответил, что ему лучше знать. «Две минуты 20 секунд выигрывали за 25 километров до финиша», – сказал он. Сразу понял, что будем первыми, ведь последнюю часть дистанции прошли очень хорошо, существенно прибавив темп. Немцы бы нас никак не догнали.
– Что можно назвать главным слагаемым вашего успеха?
– Командную работу. Мы шли очень технично, ровно, не «гуляли» по шоссе и не «дергали» соперников. Сразу набрали максимальную скорость и держали ее до самого финиша. Секунда, выигранная на каждом километре дистанции, в конце гонки превращается в полторы минуты. Вот тебе и результат.
Олимпийский чемпион год назад также поведал, что на открытии Олимпийских игр он не присутствовал: было не до этого, поскольку на следующий день команде предстояло выйти на старт. На закрытие – уже в ранге олимпийских чемпионов, велогонщики также не пошли: смотрели церемонию закрытия по телевизору, но в самый кульминационный момент выскочили на улицу, чтобы увидеть прожектора стадиона «Лужники» и Мишку, улетающего в небо.
*
За победу на олимпиаде советских спортсменов премировали денежной премией в размере пяти тысяч рублей. Чистыми – после вычетов налогов, каждый получил на руки 3650 рублей.
Через год после олимпийской Москвы Анатолий Яркин стал вторым на тех же ста километрах на чемпионате мира [первенствовали немцы], а в 1984 году, победив на чемпионате СССР, завершил спортивную карьеру – ушел из спорта. Правда, в 1990 году, прослышав, что в Риге проводится 24-часовая велогонка, принял в ней участие и стал лучшим. Причем с потрясающим результатом: 825 километров 600 метров. То есть, по трассе он шел со средней скоростью в 34 километра в час. На велике. В некоторых регионах еще существовавшего СССР поезда почти с такой скоростью ходили.
На снимке: Олимпийские чемпионы в командной шоссейной гонке на 100 километров – после церемонии награждения, слушают гимн. Анатолий Яркин – крайний справа. Москва, 20 июля 1980 года