Запорожская художник-кукольник, хозяйка арт-галереи Ольга Гречуха дает новую жизнь обитателям Музея куклы и игрушки
…Куклу Марту в начале 70-х привез мне из ГДР дядя Ваня, инженер-трансформаторщик. Он два года помогал немцам налаживать оборудование, и его отпуск становился для нас с троюродной сестрой чем-то вроде карнавала подарков.
По секрету, для моей мамы тоже – дядя Ваня был очень добрый человек, не забывал одинокую свояченицу с ребенком на руках. Благодаря ему в нашем скромном доме появились новые шторы из ткани невиданного плетения [служат до сих пор], чайный сервиз красоты необыкновенной [по немецким меркам – повседневный ширпотреб] и еще какие-то милые хозяйственные мелочи. А я, семилетняя, стала обладательницей роскошного красного ранца с множеством отделений. И Марты…
Судьба Марты из Восточной Германии
Если откровенно, в детстве я куклами не очень интересовалась – больше лазала по деревьям и играла в войнушку с мальчишками. Пистолет с пистонами, желательно ленточными, чтобы «стрелять» без перезарядки, был для меня желаннее любой «Даши» или «Маши». Тем более что в советских магазинах моей памяти они были какие-то «деревянные», с застывшим взглядом и косичками словно из пакли. В общем, несоблазнительные. Но Марта…
Мягкая. Очаровательное личико. Вздернутый носик и пухлые губки. Синие глаза, которые при любом движении прикрывались веками с длиннющими ресницами. И золотистые волосы, очень похожие на натуральные. Их можно было расчесывать, заплетать, укладывать в прическу и даже мыть – на ручонке у Марты висел крошечный пакетик с шампунем…
Играла я с ней нечасто [больше любовалась] и довольно аккуратно. В четвертом классе сделала ее «моделью» – на уроках труда требовалось шить юбчонки и распашонки.
Не могу сказать, что в результате моих усилий Марта стала щеголять нарядами). Скорее, наоборот. Во время переезда на другую квартиру ее «родное» платьице где-то затерялось, сметанная на живульку рубашонка расползлась, а очередная попытка обновить кукле гардероб окончилась крахом.
И осталась Марта совсем без одежек.
В таком виде ей было не место в серванте. И долгие-долгие годы она сидела за дверцей в шкафу. Натыкаясь на нее во время генеральных уборок, думала: выбросить? Жалко…
И вот в начале второго локдауна вижу на Фейсбуке пост от хозяйки арт-галереи и Музея куклы и игрушки Ольги Гречухи: “У кого есть куклы советского периода, приносите! Приму в любом состоянии”. Я обрадовалась: наконец-то моей Марте нашлось достойное место! – и отдала куклу Ольге. Спустя пару недель я отправилась проведать свою подругу детства в новой обители.
Платье винтажное. Руками не трогать!
«МИГ» неоднократно писал об удивительной – единственной в Украине! – арт-галерее авторской куклы и ее замечательной хозяйке Ольге Гречухе.
На днях этому уникальному дому детства и искусства исполнилось два года. Потому не могу не напомнить, что здесь есть выставочный зал, где демонстрируются работы почти 40 кукольниц и кукольников со всей Украины, созданные в самых разнообразных техниках.
В другом зале для творческих проектов выставляются творения мастеров, объединенные какой-то оригинальной идеей, а их соавторами выступают художники [таких проектов было уже четыре].
В уютном кабинете для музыкально-поэтических вечеров любой, кто владеет пианино, может поиграть на старинном инструменте. В карантин проекты и вечера приостановлены, но пандемия рано или поздно закончится.
В отдельном пространстве собраны работы самой Ольги – поразительные творения, в которые мастер переливает свои чувства и настроения, даже печальные – неприятности Ольга трансформирует в то, что приятно созерцать.
Эти куклы расположены вне витрин – так хозяйка галереи старается привить запорожцам вкус к открытым экспозициям. Когда можно свободно, без стеклянных преград любоваться объемными произведениями искусства. Но трогать их нельзя: куклы одеты в наряды из винтажных, антикварных тканей, требующих особой бережности.
Сразу приучить зрителей к контролю над своими «хватательными рефлексами» удается не всегда. Некоторые юные посетительницы выжидают, когда хозяйка оставит их наедине с куклами, и, бросая опасливые взгляды за угол, щупают манящие складки. А один папа в открытую попросил у Ольги позволения хоть на секундочку приподнять воздушный подол платья у понравившейся ему куклы.
Секреты «многопрофильной лечебницы»
Особое место в этом чудесном доме занимает Музей куклы и игрушки. В нем-то и поселилась моя Марта. Я ее даже не сразу узнала: красавица с пышной прической, в золотистом платьице смотрела на меня уверенно и чуть укоризненно. Мол, видишь, как я хороша! Почему раньше не привела меня сюда, к заботливой хозяйке и в такое прекрасное общество?
Наверное, те же слова {и даже с большим основанием] могли бы сказать и некоторые другие обитательницы Музея. Ольга Гречуха – не только создатель, но и блестящий реставратор представителей кукольного царства. По профессии инженер-cтроитель, Ольга применяет свои аналитические способности, чтобы дарить вторую жизнь самым, казалось бы, безнадежным экземплярам.
Мастер овладела практически всеми возможными техниками. Папье-маше, прессованные опилки, фарфор «холодного» литья, грунтованный текстиль, полимерная глина… Ну, разве что пайка пластмассы ей еще не очень удается: “Надо набить руку!” – смеется Ольга.
Зато владение пайкой по резине позволило вернуть первозданный вид маленькому пупсику почтенного возраста. Он попал в руки мастерицы без носа, правой кисти и с оторванными ножками, которые прежняя маленькая хозяйка пыталась пришить суровыми нитками.
Восполнив «мягкие ткани», Ольга призадумалась, что делать с ножками. Включила инженерную мысль и – припаяла к их внутренним сторонам крошечные петельки. Продела туда резинку, и конечности вновь стали подвижными.
Послевоенному Андрюше [мастер Маргарита Вильям] словно мало было неприятностей, пока его, «нетипичного» советского мальчика с носом-пуговкой и глуповатым взглядом, утвердили к производству.
С одним из его воплощений играли так решительно, что пресс-опилки не выдержали. В пакете, доставленном Ольге, он являл собой жалкое зрелище… Сейчас Андрюша – красавец хоть куда.
Кукла Леночка [40-е годы прошлого века, Ленинградская фабрика, мастер Борисова] прибыла в «клинику» без руки и с разбитой головой.
Ольга «вылечила» Леночку и одела ее в эксклюзивное платье, сшитое из бабушкиной накидки на подушки – оно очень «легло» на эпоху.
“А кукла Ляля мастера Киселевой – из тех, кому просто не суждено было погибнуть, – рассказывает Ольга Гречуха. – Сделанная из папье-маше и текстиля, она жила на чердаке дома, в котором случился пожар. И это быстровоспламеняющееся создание уцелело! Правда, было очень чумазым и «ароматным»”…
Эти жильцы Музея, наверное, очень просили своего кукольного бога, чтобы он уговорил хозяев отдать их Ольге Гречухе. Сами хозяева долго стеснялись – им казалось, что сломанные игрушки никому не требуются. Ольга убеждала их и уверяет всех нынешних владельцев старого «детского хлама»: “Поверьте, это не мусор! Другого материала у нас нет, и руконожье может стать «донорским» для других кукол. Поэтому, если вы хотите что-то игрушечное выбросить – бросайте его у меня!”
«Лебедки», «катушки» и «колбы с химическими веществами»
…Я обратила внимание на Конферансье – тростевую театральную куклу, которую рассматривала в Музее в прошлом году. Очень похожий на Эдуарда Апломбова из «Необыкновенного концерта» Театра Образцова, этот персонаж тоже сильно пострадал от времени.
Тогда Ольга взяла на себя роль его костюмера, приведя в порядок фрак и манишку. А за последние несколько месяцев изучила механизмы управления куклой, и в нынешнюю нашу встречу мастер конферанса уже мог «разговаривать» и «жестикулировать».
В собрании Ольги есть несколько уникальных творений, которые ведут себя как живые: у одной «растут» волосы, другая на глазах превращается из маленькой девочки в девушку с соблазнительными формами. Дети, разглядывая эти диковины, спрашивают: “Папа, как это?” И папы с уверенным видом начинают рассказывать страшные истории, в которых фигурируют механические лебедки, магнитные катушки, а то и колбы с химическими веществами, – время от времени требуя от хозяйки галереи подтверждения: “Ну, так ведь?”. Ольга никогда не подрывает родительский авторитет…
Кто такая Замороженная Шарлотта?
Хозяйка галереи и сама великолепная рассказчица, только черпает интереснейшие сведения о куклах из надежных источников – во всяком случае, писанных.
Я, к примеру, с изумлением узнала на экскурсии, что у Пиноккио [героя сказки Карло Коллоди] был реальный прототип – карлик-барабанщик Пиноккио Санчес, потерявший на войне обе ноги и нос. Деревянными протезами утраченных частей тела страдальца снабдило анонимное медицинское светило XVIII века.
Или – как кукла для купания получила имя «Замороженная Шарлотта»? Оказывается, образ девушки, которая боялась измять шелковое платье и зимой поехала на бал без тулупа, был использован строгими воспитателями, чтобы через куклу внушить подрастающему девичьему поколению мысль: “Одевайся тепло! Не будь легкомысленной! Иначе…”
Не упустите возможности услышать удивительные истории и насладиться атмосферой прекрасного в арт-галерее Ольги Гречухи!
В период карантинных ограничений выставка авторских кукол и Музей куклы и игрушки открыты по субботам, с 11.00 до 14.00. Но еще лучше договориться о визите в дом по улице Фортечная, 67, позвонив предварительно по телефону 066 357 85 67.
Добро пожаловать!
Анна ЧУПРИНА, фото автора и из собрания Ольги Гречухи