Карт-бланш – заводам: Можно дымить вовсю и травить запорожцев бесконтрольно?

Постановлением Кабмина Украины от 9 сентября этого года в пяти областях, в том числе и Запорожской, были ликвидированы государственные экологические инспекции. Вместо них будут созданы три межрегиональных органа госконтроля. В частности гносэкоинспекция Южного округа, которая объединит Запорожскую и Херсонскую области. Для нашего техногенно перегруженного города, где насчитывается более 200 только официально зарегистрированных предприятий-загрязнителей [не считая мелких «кустарей», работающих полулегально в гаражах и на арендованных площадях], это означает лишь одно – непомерное увеличение нагрузки на госинспекторов-экологов и еще большее снижение эффективности их работы [к которой и до этого было немало претензий].

Официально подобные преобразования проводятся якобы с целью «оптимизации работы всей службы и сокращения управленческого аппарата». Но на деле непродуманные и поспешные действия в течение последних лет по бесконечному реформированию «всего и вся», что касается охраны окружающей среды, напоминает беспорядочное тыканье слепого котенка.

Так, в сентябре прошлого года украинцев огорошили известием о том, что Министерство экологии объединяют с Минэнергетики. Эта идея с самого начала казалась абсурдной. Однако никакие доводы и аргументы экспертов на киевских «реформаторов» не действовали. Вновь назначенный глава нового Министерства энергетики и охраны окружающей среды Алексей Оржель, отметая все возражения, заявил: «Такую логику мы заложили для изменения взгляда на вопросы экологии и энергетики. Мы должны обеспечить формирование максимально комплексной политики.» При этом он заверил, что экология не отойдет на второй план в новом ведомстве… Однако подобная «логика», как и ожидалось, потерпела полный крах. И уже менее, чем через восемь месяцев [в мае нынешнего года], Кабмин вновь создает самостоятельное Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов. Официальное пояснение этому камбэку звучало примерно так: «Способность действовавшего объединенного министерства энергетики и защиты окружающей среды исключало надлежащий уровень формирования и реализации государственной политики, а также приводило к внутренней несогласованности и возникновению конфликта интересов» [о чем умные люди предупреждали с самого начала].

В результате вместо заявленной «оптимизации», экономии ресурсов и более эффективного решения экологических проблем мы получили полную неразбериху, двойное «перетряхивание» штатных кадров и потерю квалифицированных специалистов, а также огромные дополнительные бюджетные расходы – сначала на объединение двух ведомств, а затем на их разъединение.

На местах картина не лучше. С каждым годом контроль за экологической ситуаций лишь ослабевает, мониторинг состояния окружающей природной среды тоже оставляет желать лучшего, а конструктивный диалог с общественностью постепенно сводится к формальности.

Помнится, что в Запорожье еще в начале 2000-х депутатская комиссия по экологии горсовета, с привлечением прессы, регулярно проводила выездные заседания на особо крупных предприятиях–загрязнителях. Принимали депутатов не абы кто, а первые лица промышленных гигантов. В начале встречи они рассказывали о том, что успели сделать на предприятии для снижения токсичных выбросов за последние год-два, после чего комиссия могла пройти на любой производственный участок (цех) – лично посмотреть, какова там обстановка и как работают фильтры, очистные сооружений и т.п. Я сама неоднократно участвовала в таких инспекциях. И знаете, если на территории завода вы своими глазами видите, как из каждой щели из цехов валит вонючий дым неорганизованных выбросов, тот  никакие, даже супер распрекрасные отчеты «о проделанной работе» не могли замаскировать реального положения дел, а попытки все свалить «на соседа» не проходили. Замечу также, что подобные выезды «на места» были весьма эффективны. По их итогам составлялся протокол с перечнем мероприятий и указанием сроков их исполнения. Да и руководителям заводов, которые подписывали такой протокол, сложнее было юлить и отделываться отговорками.

В тот же период, наряду с территориальными представительствами госорганов по вопросам экологии, в городе также действовали круглосуточный экологический пост при городской санэпидемстанции и муниципальная экологическая милиция. Экопост проводил плановые замеры уровня загрязнения атмосферного воздуха в жилой застройке и оперативно реагировал непосредственно на жалобы горожан, выезжая на замеры и в ночное время, и в выходные дни. Соответственно, городские власти тоже могли принять оперативные меры реагирования, подключая к этому, если потребуется, экомилицию.

Однако в 2011-12 годах горсовет решил ликвидировать и экологическую милицию, и экопост – денег стало жаль. Кроме того, о внеплановом инспектировании промпредприятий местными депутатами и журналистами тоже уже давно даже речь не заходит. По сути, информацию о том, что же происходит на территории предприятий-загрязнителей, предоставляют исключительно сами же предприятия. И даже если город полностью накрывает сизая пелена смога и дышать от промвыбросов становится нечем, то виновных не найти. Да их никто и не ищет.

Организацией проведения мониторинга атмосферного воздуха, согласно  действующему законодательству, занимаются областные администрации. При этом функции контроля с применением каких-либо санкций в случае выявленных нарушений природоохранного законодательства лежат только на областной государственной экоинспекции. А вот органы местного самоуправления сегодня не имеют практически никаких полномочий и рычагов воздействия. Об этом, в частности, шла речь и на общественных слушаниях по вопросам экологии, которые прошли весной минувшего года. Тогда же была принята резолюция, в которой уже в очередной раз говорилось о необходимости внести изменения в соответствующие законы  – с тем, чтобы предоставить больше прав местной власти и больше самостоятельности областной экоинспекции [дабы не тратить недели, а то и месяцы на согласование своих действий с центральными органами надзора].

И что в итоге? Да ничего! Более того, с 1 февраля этого года вообще была прекращена деятельность департамента экологии и природных ресурсов Запорожской облгосадминистрации – его обязанности делегировали почему-то департаменту агропромышленного развития и в качестве первых шагов тут же сократили численность специалистов в общей сложности на  одиннадцать штатных единиц.

Ну а в сентябре, как уже отмечалось, ликвидировали еще и областную экоинспекцию, дав тем самым карт-бланш всему промышленному сектору.

И что теперь? Пока спрогнозировать невозможно. Со своей стороны городские власти, как стало известно «МИГу», направили премьер-министру Украины Денису Шмыгалю письменное обращение, в котором обрисовали весьма неблагополучную экологическую ситуацию в нашем городе и высказали свое несогласие с решением о ликвидации Запорожской областной экоинспекции. «Вважаємо недоцільним обєднання двох Державних екологічних інспекцій – Запорізької та Херсонської областей, – говорится в письме, – оскільки це може призвести до ще більшого погіршення ефективності та результативності державного нагляду за дотриманням вимог природоохоронного законодавства, а також посилити соціальне невдоволення станом атмосферного повітря міста та роботою державних органів контролю».

Только цифры

По данным Главного управления статистики в Запорожской области, объемы выбросов загрязняющих веществ  у нас составили 69,7 тысячи тонн.

По информации Запорожского областного лабораторного центра МОЗ Украины, в прошлом году в зоне жилищной застройки под факелами выбросов промпредприятий было выполнено 1382 исследования состояния атмосферного воздуха. Превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ зафиксированы в 205 случаях [14,8 процента] – по пыли, фенолу, диоксиду азота, сероуглероду, сероводороду и аммиаку.

За восемь месяцев текущего года мобильной лабораторией мониторинга окружающей среды были отобраны 1640 проб атмосферного воздуха. Превышение ПДК вредных веществ выявлено в 410 из них [25 процентов].

По данным областного центра гидрометеорологии, в распоряжении которого имеется пять стационарных постов по наблюдению за качеством атмосферного воздуха, в прошлом году среднемесячные концентрации допустимых норм загрязняющих веществ были превышены по двуокиси азота и фенолу в два раза, по формальдегиду – в 1,7 раза. В нынешнем году по двуокиси азота в 1,8 раза, по фенолу в 2,1 и по формальдегиду в 1,6 раза.

По утверждению специалистов, экологическая ситуация в городе еще больше ухудшается в результате климатических особенностей региона и благодаря тому, что основной промузел со всех сторон окружен жилыми районами.

 

Светлана ШКАРУПА

 

 

(Visited 3 times, 1 visits today)
Оставить комментарий

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *