Только несведущему человеку может показаться, что половецкие бабы, как в народе называют степные каменные изваяния, остались далеко в Истории и больше не имеют к нам никакого отношения. Это не так. Как и тысячу лет назад, они по-прежнему присутствуют в нашей жизни, подбрасывая нам загадки. Причем зачастую загадки эти без отгадок. Чаще всего, кстати, половецкие каменные скульптуры, которые в седой древности устанавливали в самых заметных местах степи, чтобы их было видно издалека, можно встретить возле краеведческих музеев, конечно же. И я периодически рассказываю о таких встречах. Одна из недавних произошла в Приморске – в сентябре. Там, оказывается, прямо в центре города, обитает половецкая баба… без лица и с особым знаком на затылке. А затем журналистские пути-дороги привели меня в историко-археологический заповедник «Каменная Могила», что находится на берегу реки Молочной – неподалеку от города Мелитополя. На загадочной Каменной Могиле я бывал не раз и не два и всегда увозил оттуда массу впечатлений. Так было и нынче. Ну, а в музее заповедника, а затем – на его территории, я познакомился с двумя странными половецкими каменными скульптурами.
По порядку:
в просторном зале музея – и тихом, если в нем нет посетителей, мое внимание привлекла каменная скульптура со срубленным лицом. Не скажу, чем, кто и зачем рубил ее, но что рубил категорически, остервенело – факт. «Скульптура дитини, 11-й – 13-й века», – так подписано это раненое изваяние… крохотного роста. Совсем крохотного. Роста гнома, пожалуй. С шапочкой на голове. Однако присмотревшись внимательнее, я понял: это не ребенок и не гном. Это воин. Крохотного роста воин, защитник степи. Во-первых, у него на голове не шапочка, как показалось сначала, а – шелом, защитный шлем, то есть. Во-вторых, несмотря на раны на лице, у воина можно различить… усы – с приподнятыми вверх, как у драгуна, концами. К сожалению, на фото усы увидеть почти невозможно, но глаз, в отличие от объектива фотоаппарата, их таки различал. Кто был этот крохотный половецкий воин, неизвестно. Не поддающаяся разгадке загадка;
у самого входа на территорию заповедника находится еще одна очень необычная каменная скульптура времен половцев. Лично меня это изваяние удивило тем, что у него… одно ухо – правое. Сама баба вытесана достаточно грубо, тем не менее, лицо ее угадывается, глаза – тоже. Различим также головной убор – что-то вроде колпака. И правое, как я сказал, ухо. Я видел половецкие скульптуры, у которых не только уши тщательно вырезаны из камня – серьги в ушах заметны. Настолько старался половецкий камнетес. А в данном случае ухо просто обозначено. Но оно есть! Одно. Правое. Может быть, подумал я, древние обитатели степи не только преклонялись – в буквальном смысле слова, перед каменными скульптурами, олицетворявшими их предков [«баба» – с ударением на втором «а», это и есть предок], но и просили что-то у них… или загадывали желания, тихонько нашептывая их своим каменным предкам? А чтобы просьба была услышана, что нужно? Уши! Или хотя бы одно. Естественно, моя фантазия может быть далека от истины, которую мы… вряд ли когда-нибудь узнаем, но желание свое я странной половецкой бабе – уже перед тем, как покинуть заповедник, таки прошептал на ухо. И она одарила меня… взглядом из Вечности.
Заповедник «Каменная могила», октябрь 2021
*
Обратившись за подсказкой к доктору исторических наук Светлане Плетневой – к ее книге «Половецкие каменные изваяния», в которой собраны сведения о 1323 таких изваяниях и приведены – в иллюстративных таблицах, около 300 хорошо сохранившихся половецких статуй, я остался ни с чем: об одноухих половецких скульптурах и о крохотных воинах в книге нет сведений.