Какие сюрпризы вас ждут в музее архитектуры Запорожья

Какие сюрпризы вас ждут в музее архитектуры Запорожья

В Запорожье, в подвале Центральной городской библиотеки [ул. Гоголя,66] совсем недавно открылся совершенно новый историко-культурный и туристический объект – Музей архитектуры нашего города. По словам его руководителя Михаила Мордовского, это лишь первый шаг на пути осуществления масштабного проекта по созданию целой сети муниципальных музеев, которые будут раскрывать различные аспекты жизни Запорожья и запорожцев в разные исторические эпохи.
– Такая идея возникла два года назад, – говорит Михаил. – И начать решили именно с архитектуры, поскольку с ней взаимосвязано очень многое – наша культура, история, традиции, образ жизни, менталитет. Именно это и определяет во многом те или иные архитектурные стили…
За два года была проделана колоссальная работа, в которой приняли участие десятки специалистов и энтузиастов своего дела. Экспонаты и материалы собирали по крохам из множества источников. Большую их часть предоставил Запорожский областной краеведческий музей. Однако немало уникальных артефактов попали сюда из частных коллекций. Например, образцы, собранные историком и директором музея «Усадьба Попова» Валерием Стойчевым; директором антикварного салона Валерием Гущей, подводным исследователем и дайвером Юрием Батаевым и др. Кое-что из экспонатов также изготавливалось на заказ – по фотографиям, рисункам, описаниям.
Но настоящей изюминкой нового музея является то, насколько креативно тут преподносится информация и каждый экспонат – с использованием небольших панорам, световых эффектов, имитации звука, элементов игры и загадок. По всем помещениям также разбросаны небольшие интерактивные экраны. В некоторых из них представлены галереи фотографий, сменяющих друг друга. В других демонстрируются тематические видеоролики. В целом же все это напоминает некий увлекательный квест, от которого невозможно оторваться, пока не пройдешь от начала до конца.
Представленная в музее информация охватывает временной отрезок от начала основания Александровской крепости в 1770 году и до Запорожья 50-х годов прошлого века. Отсюда и четыре основных отдела, посвященные: периоду строительства крепости и застройки Александровска; местным колониям меннонитов; индустриальной модернизации 20-30-х годов прошлого века и послевоенному восстановлению города.
В зале «Александровской архитектуры» можно увидеть схемы и планы строения крепости, в том числе в интерактивных окнах. Благодаря недавним раскопкам запорожского археолога Олега Тубольцева, в ходе которых нашли фрагменты Александровской крепости, удалось привязать ее месторасположение к местности современного Запорожья – вплоть до точного названия улиц. В музее имеется несколько экспонатов с этих раскопок.
Обращают на себя внимание и точные мини-копии дверей, которые преобладали в старом Александровске. Их специально для музея сделал известных запорожский резчик по дереву Виктор Бабенко. К сову, двери – «с сюрпризом». Если их открыть, то можно увидеть портреты архитекторов, которые строили Александровск. А также прочесть информацию о них.
Еще один креативный экспонат связан с фотографиями железнодорожной станции Александровска начала XX века. Рядом на стене – наушники. Подносишь их к уху и слышишь звуки вокзала – пыхтение старых паровозов, гудки и т.п. Немного воображения – и ты уже на перроне возле прибывающих поездов среди разношерстной вокзальной публики из далекого прошлого…
Среди образцов промышленной и коммерческой архитектуры – фрагменты барельефов [копии] с различных зданий. В том числе, с доходного дома Лещинского [сегодня это жилой дом по адресу пр. Соборный, 52]; здания бывшей земской больницы [нынче областная детская больница, после реконструкции которой этих барельефов уже не увидеть]. Не сохранились до наших дней и скульптуры львов, которые украшали дом бывшей земской управы [сейчас там находится краеведческий музей].
Еще одни замечательный «экспонат» – старинный офортный станок. Причем, действующий. Любой желающий может сам отпечатать на нем картинку с изображением городского александровского трамвайчика.
В зале, посвященном меннонитам [на территории Запорожья было четыре меннонитские колонии, две из которых ушли под воду в период строительства ДнепроГЭСа], показаны основные элементы их архитектуры. Кроме того, тут можно присесть на скамеечку, которая является точной копией скамеек, какие обычно устанавливали в молитвенных домах меннонитов. А еще можно пройтись по фрагменту брусчатки, выполненной из аутентичных «кирпичей» – на некоторых даже клеймо мастера просматривается. Как раз напротив скамейки – интерактивный экран, по которому беспрерывно крутится ролик подводных съемок запорожского дайвера Юрия Батаева. Съемка проводилась в верхнем бьефе Днепра в районе бывшего Кичкасского моста и затопленной колонии меннонитов Айнлаг. Если же подойти ближе, то в нише под экраном вы увидите и некоторые артефакты, поднятые со дна Днепра.
В зале конструктивизма 20-30 годов прошлого века одна часть экспозиции рассказывает о строительстве ДнепроГЭСа. На стенде, оборудованном экраном, в редких кадрах кинохроники оживают лица и главного разработчика проекта гидростанции Ивана Александрова, и начальника строительства Александра Винтера, и множества рядовых строителей Днепровской ГЭС.
Вторая часть экспозиции демонстрирует, что такое конструктивизм и модернизм в архитектуре. В Запорожье это так называемый «шестой поселок» или Соцгород. Говорят, что проект Соцгорода в свое время занял первые места на выставках в Париже и Нью-Йорке. Однако, по словам Михаила Мордовского, достоверных подтверждений этому нет. Опровержений тоже.
Зато утверждение, будто знаменитый С-образный жилой дом был лишь первым строением в общей композиции, которая с высоты птичьего полета должна была смотреться как «СССР» – не более, чем миф. Подтверждение тому – оригинальный проект Соцгорода, где нет ничего похожего на «СССР».
Еще одно уникальное строение той эпохи – кинотеатр с незамысловатым названием «Первый художественный», построенный в Запорожье в начале 30-х. В те годы он был самым крупным во всем Советском Союзе – рассчитан на 1000 мест. Во время Второй мировой войны этот странный образец архитектурного конструктивизмы был разрушен.
Последний зал музея посвящен послевоенной архитектурной неоклассике. Самое яркое представление об этом дает огромное фотопанно, занимающее целую стену. Это фотография строящейся площади Театральной [сейчас – Маяковского]. В центре, где мы привыкли видеть фонтан, на фото еще можно разглядеть «островок» старых одноэтажных строений бывшего поселка Вознесенка. Вскоре их снесли и планировали построить на площади театр – отсюда и ее название. Но театр так и не построили. А площадь просто переименовали.
Еще одну стену занимает реконструкция старого запорожского трамвая. Такие курсировали по городу с 30—х до начала 60-х годов. Кстати. оборудование рулевой части кабины в этой реконструкции – аутентичное.
Есть в музее и «детская комната». Тут малыши с помощью кубиков или магнитных плоских фигурок могут сами конструировать дома и целые города. Или нарисовать красивые здания и сказочные замки мелом, на доске.
Пока музей работает в «тестовом режиме». Но как только послабят карантин, заработает уже в полную силу.
Светлана ШКАРУПА

(Visited 20 times, 1 visits today)
Оставить комментарий


Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *