Подборку снимков, сделанных на строительстве мостов через Днепр в Запорожье, которое велось одновременно с возведением – чуть выше от них, Днепрогэса, обнаружил в Государственном центральном музее современной истории России знаток истории города за днепровскими порогами Фантор Петрович. Он первым и обнародовал эти исторические фото в соцсетях. Благодаря его подсказке, я тоже заглянул в музей и отобрал для своего архива дюжину снимков. По количеству апостолов у Христа и по числу главных добродетелей – положительных черт человеческого характера. Как обычно, снимки я, а выполнены они, кстати, на стекле – в виде слайдов сберегаются, несколько творчески переосмыслил: почистил их от наносов времени и минимально осовременил. Мне не нравится серый мир. Мне в нем скучно. Поэтому, чтобы оживить его, у меня, образно говоря, всегда найдется горсть цветных мелков… или кусочек радуги.
Не буду пересказывать историю довоенных запорожских мостов, которые называют и мостами Стрелецкого, и мостами Константинова, – она многократно и детально изложена до меня, отмечу лишь, что, как я вычитал в третьем номере за 1929 год бюллетеня государственного днепровского строительства «Днепрострой», кроме непосредственно днепростроевского варианта, существовало еще… 26 проектов строительства мостов в Запорожье. Даже крупнейшая промышленная фирма Германии Fríedrich Krupp AG, которая, как известно, в годы Второй мировой войны была основным поставщиком для немецкой армии танков, САУ, артиллерии, арт-тягачей и пехотных грузовиков, предложила свое видение мостовых переходов в граде запорожском. И Днепрострой, таким образом, «с помощью сравнения различных предложений, получил возможность убедиться, что разрабатываемый им проект имеет схему, наиболее рациональную, что и было признано техническим советом. Последний окончательно утвердил для мостов схему с серповидной двухшарнирной аркой с изготовлением ее из кремнистой стали повышенного качества». И еще один вопрос возник у меня, когда я рассматривал музейные снимки: если с инженером Николаем Стрелецким, по проекту которого строились мосты в городе за днепровскими порогами, все понятно – он был известным ученым-механиком, специалистом в области строительных конструкций и мостостроения, то кто такой Константинов, курировавший строительство мостов, почему нигде даже имя его не называется?
Ответ на свои вопросы я нашел… трудно поверить, где: на портале «Владимирское краеведение». Дело в том, что инженер-мостостроитель Борис Константинов был родом из Владимирской губернии. В 1923 году он поступил в Московский институт инженеров транспорта, а после его окончания получил направление в проектную контору Центрального управления строительства Народного комиссариата путей сообщения и одновременно поступил в аспирантуру института инженеров транспорта – на кафедру «Мосты». Кроме мостов в Запорожье, Борис Константинов также строил Крымский мост в Москве, металлические конструкции для которого были изготовлены в Украине – на Ново-Краматорском машиностроительном заводе. После войны с немцами Борис Петрович работал заместителем начальника Главмостостроя Министерства путей сообщения СССР, главным инженером Главречстроя Министерства транспортного строительства СССР, а с 1957 года занимал должность руководителя отделения транспортных гидротехнических сооружений Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства. Умер в Москве в 1993 году.
Ну, а теперь – обещанные фото строительства моста в Запорожье через Новый Днепр [подборка снимков со строительства моста через Старый Днепр тоже будет]. Фото, конечно же, впечатляют: это была грандиозная стройка.