История интернет-мошенничества с благополучным финалом, которую пережил пенсионер из Запорожья
Жителю Запорожья, которого мы назовем Николаем Николаевичем, повезло так, как не везло никогда за семьдесят с лишним лет жизни:
в лотерею Mega Millions он выиграл два миллиона долларов.
Сообщение об этом пришло на его страницу, зарегистрированную в соцсетях. Причем банк, который готов был выплатить счастливчику выигрыш, запросил немногое – попросил лишь подтвердить некоторые личные данные.
Николай Николаевич, конечно же, охотно передал их, указав и свой домашний адрес.
На следующий день пришел ответ из банка:
«Уважаемый победитель! Два миллиона долларов зачислены на вашу кредитную карточку».
Забрать ее рекомендовали в течение недели. Но ехать за ней нужно было очень далеко – в одну из стран западной Африки: именно там находился один из филиалов Mega Millions.
Если же вы, сообщали далее банковские служащие, по каким-то причинам не можете прибыть за карточкой лично, мы передадим ее в специальную международную службу доставки. И тогда вы сможете снимать с нее валютные средства в соответствии с правилами, установленными в вашей стране.
К уведомлению прилагались фотоснимки выигрышного сертификата, банковской карты и банковской же справки о зачислении на персональный счет Николая Николаевича двух миллионов долларов. Сообщался и пин-код банковской карты.
Конечно же, счастливчик не рискнул лететь в западную Африку.
Хотя очень хотелось.
Но не рискнул. Далековато. Да и в чужих языках он не уверенно себя чувствовал: цифру два, пожалуй, на пальцах смог бы в банке показать, а вот как шесть нулей к ней добивать, не сообразил бы.
ОК! – согласились в западной Африке. – «Вот вам адрес международной службы доставки, куда уже передана ваша, отяжеленная крупной суммой выигрыша, кредитная карта.
Пребывая на седьмом небе от счастья, пенсионер тут же отправил письмо по указанному адресу: на мою фамилию, мол, у вас должна быть какая-то корреспонденция.
«Так точно! – отрапортовали через полчаса пенсионеру. – Для вас имеется пакет с банковской картой, доставку и вручение которой лично вам оплатил банк».
У Николая Николаевича на этих словах дыхание перехватило. Его воображение уже рисовало картину: дрожащими руками он вставляет карточку в банкомат, набирает пин-код и набирает цифру… 500… нет, 1000 долларов.
И зеленые бумажки с портретом президента США выпадают из банкомата прямо в руки.
Однако радоваться денежному счастью было рано. Служба доставки сухо уведомляла, что для оформления таможенной карты (?) нужно заплатить 26 тысяч гривен.
Сущие пустяки. Сумма, не сопоставимая с выигрышем.
Но выигрыша пока нет. А таможенный платеж нужно внести сейчас. Причем немалый, если учесть полуторатысячную пенсию Николай Николаевича.
И обладатель двухмиллионного валютного выигрыша… берет кредит. Под квартиру.
Его не смутило, что для возвращения этого кредита, возможно, придется пожертвовать полуторагодовую пенсию. Он был убежден, что кредит погасит… через неделю – как только получит банковую карту с выигрышем.
Но карту он и не дождался. Международная служба доставки перестала реагировать на его письма. Просто исчезла на просторах Интернета.
Зато кредит в 26 тысяч гривен, который предстояло теперь возвращать – долго и мучительно, остался.
***
«А где же обещанный автором благополучный финал? – удивится читатель. – Неужели его не будет?»
Таки будет, как говорят в Одессе. Но для этого нам нужно вернуться к тому моменту, когда из Запорожья была отправлено письмо в службу доставки – с вопросом, есть что-нибудь для Николая Николаевича. Это письмо отправлял не он, а я.
По просьбе Николая Николаевича, у которого хватило разума попросить помощи… у зала, скажем так. И зал в моем лице, получив утвердительный ответ из службы доставки, внимательно изучил его.
Первое, на что я обратил внимание, был адрес, с которого отправили письмо в Запорожье. Это был обычный почтовый сервис. Уважающие себя фирмы такими обезличенными сервисами не пользуются [в МИГе, скажем, собственный электронный почтовый адрес выглядит так: mig.com.ua].
На мой вопрос, почему так, мне раздраженно ответили: не знаем, это адрес нашего филиала в западной Африке.
Неправда, продолжил «разбор полетов» я, и указал фактический, а не фиктивный адрес африканского филиала службы доставки [такая служба на самом деле существует и Интернет знает ее адреса]. Когда же я добавил, что именно в этот адрес я отправил письмо с просьбой сообщить, имеется ли корреспонденция на такую-то фамилию [что я на самом деле сделал], интернет-мошенники, а это были именно они, исчезли.
А теперь пару советов доверчивым людям:
никто в Интернете не предложит вам денег просто так;
прекращайте общение со всеми, кто за будущие блага попросит у вас, пусть даже незначительную – по сравнению с будущими благами, сумму.
Кстати, в присланных герою нашей истории с благополучным финалом документах я легко – с помощью простой компьютерной программы, заменил фамилию, чтобы стало понятно: такие «документы» – обычная филькина грамота.