В Днепропетровском историческом музее имени Дмитрия Яворницкого есть не просто необычный, а… необычно необычный экспонат, подаренный музею лично Дмитрием Яворницким. Это портрет «Козак в бою», выполненный… на двери. Очень реалистично изобразил запорожца художник Николай Струнников [родился в Орле 14 мая 1871 года]. Дмитрий Иванович познакомился и близко сошелся с ним в Москве, где – с конца 1890-х годов, работал приват-доцентом в Московском университете. А в училище живописи, ваяния и зодчества тогда же учился будущий автор картины на двери, друживший с известным писателем и журналистом Владимиром Гиляровским, с которым был дружен и Дмитрий Яворницкий. То есть, не встретиться историк и художник не могли. И они встретились. И Николай Струнников – благодаря рассказам Дмитрия Ивановича, влюбился в запорожскую вольницу, которая ему была знакома по книгам Гоголя. В 1901 году Дмитрий Яворницкий помог художнику попасть в ученики к Илье Репину, преподававшему в Высшем художественном училище Петербургской Академии художеств. Как известно, с Дмитрием Ивановичем у автора картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» сложились теплые, дружеские отношения.
Перед отъездом на учебу, Николай Струнников и решил нарисовать козака. А, так как под рукой не оказалось ни холста, ни бумаги, изобразил его на двери. Картина получилась невероятно динамичной. Глядя на нее, так и ждешь, что сейчас козак, наспех смахнув кровь со лба, шагнет в комнату и… Впрочем, шагать ему нечем: собираясь в Украину, Дмитрий Яворницкий решил забрать с собой и живописную дверь. Однако этому воспротивился хозяин квартиры – ему тоже понравился грозный, зажигающий зрителя своим темпераментом запорожец. Дело дошло до суда и тот вынес оригинальное решение: дверь распилить и, бросив жребий, выяснить, кому какая часть достанется. Верхняя часть козака оказалась у Дмитрия Яворницкого, а хозяину квартиры пришлось довольствоваться, как потом шутил историк, козацкими шароварами и тем, что находится в них. А что же автор картины? Он закончил учебу у Репина, а в тяжелые и голодные послереволюционные годы переехал с семьей к Дмитрию Яворницкому в Екатеринослав. Жил у него и работал в музее, а потом – в 1920 году, по рекомендации Дмитрия Ивановича отправился с семьей на Запорожье – учить детей рисованию. Там мы его и разыщем, но прежде я расскажу о том, как Николай Струнников стал персонажем картины своего учителя.
В начале 1900-х годов Илья Репин взялся за картину «Черноморская вольница», у которой, кроме этого, основного, было еще несколько названий. «Козаки в походе против Константинополя», например. Сюжет картины прост, как, в общем-то, сюжетно просты многие работы Мастера. Но, одновременно с этим, сложен в исполнении: после боя у турецких берегов запорожцы возвращаются с богатой добычей. И попадают в сильнейший черноморский шторм. Вся надежда только на Бога да на мастерство гребцов. Причем среди гребцов особенно выделяется обнаженный до пояса козак с мощной фигурой и крепкими, что у борца, руками. На такого можно положиться, ему можно доверить свою судьбу. Этим козаком как раз и стал Николай Струнников – художник, действительно обладавший фигурой борца. В 1917 году он, между прочим, написал свой автопортрет, представив себя… в образе запорожца. После были сделаны несколько вариантов автопортрета и один из них – «Козак с трубкой», художник подарил – со своей подписью, Дмитрию Яворницкому. Подписав его так: «На щиру згадку любому Дмітру Івановічу Яворницькому від автора. Николай Струнников, автопортрет, 1920».
Но вернемся к Репину. Его картину публика приняла прохладно, звучали даже упреки в заимствовании сюжета у Василия Сурикова, автора «Степана Разина»: у того, напомню, тоже присутствуют гребцы. В конце концов Репин кардинально переделал картину, удалив с нее гребцов и оснастив козацкий корабль парусом. Но несколько вариантов «Черноморской вольницы» таки сбереглись. Я в Интернете два обнаружил. Один, правда, был газетным – черно-белым, рисунком. Пришлось его чуть оживить. У Дмитрия Яворницкого, кстати, кроме автопортрета, также осталась большая работа Николая Струнникова «Тарас Бульба с сыновьями в походе». По сути, это мурал, выполненный внутри дома – на одной из стен. Помнится, Гоголь сравнил тройку лошадей с птицей: «Эх, тройка! птица тройка». Николай Струнников изобразил… три птицы, летящие под своими седоками над степью – не касаясь травы копытами. Как подсказал краевед из Запорожского района Петр Кралев, первоначально картина была написала… в селе Беленькое – это километрах в сорока от Запорожья, куда по рекомендации Дмитрия Яворницкого и перебрался в 1920 году Николай Струнников семьей – с женой и тремя сыновьями, В селе, как верно предположил Дмитрий Иванович, будет проще выжить. Так оно и вышло: в Беленьком художник учил детвору рисованию и писал портреты сельчан – по их заказу, получая за это натуроплату – нехитрые продукты. Они и помогли пережить голод. Ну, а в 1921 году по вызову Наркомата просвещения художник переехал в Москву. К теме козаков-запорожцев он больше не возвращался. Умер 20 сентября 1945 года. Еще от краеведа я узнал, что в Беленьком свою картину, на которой изображены Тарас Бульба с сыновьями, летящие над степью на лихих конях, Николай Струнников нарисовал на… театральном занавесе.
– В Бельньком сто лет назад действовал театр? – искренне удивился я.
– А вы не знали об этом? – не менее искренне удивился собеседник. – В Беленьком народный театр существовал со времен первого хозяина села – фельдмаршала Михаила Каменского, у которого в 1802 году купил имение помещик Михаил Миклашевский, будущий сенатор.
От своего незнания мне стало немного стыдно.
*
Не могу не привести еще один немаловажный, на мой взгляд, факт о семье художника. Недолго живший с ним в селе Беленькое старший сын Сергей, в связи с чем его тоже, как и отца, можно считать запорожцем, стал фотохудожником. Во время войны с немцами служил фронтовым фотокорреспондентом газеты «Правда». По крайней мере, один его снимок известен очень многим: в январе 1942 года он проиллюстрировал фотографией, привезенной из подмосковного села Петрищево, очерк журналиста Петра Лидова «Таня». На фотографии на снегу запечатлено тело девушки с запрокинутой назад головой и с обнаженной грудью и обрывком веревки на шее. Это была казненная гитлеровцами Зоя Космодемьянская. Не обсуждая сейчас ее, замечу, что фото у Сергея Струнникова, не знавшего, кстати, что за девушку повесили немцы, получилось потрясающим: от него сердце сжимается от боли и ненависти. Погиб мастер исторических снимков, любивший повторять, что фото – это документ и поэтому делать постановочные снимки – то же самое, что и подделывать документы, 22 июня 1944 года при налете немцев на военный аэродром под Полтавой.
[Фото из открытых Интернет-источников]
Илья Репин, “Черноморская вольница”, вариант картины. Мощный козак с веслом у левого борта – Николай Струнников
Николай Струнников, “Козак в бою” – картина на двери
Николай Струнников, “Тарас Бульба с сыновьями в походе”, мурал в доме-музее Дмитрия Яворницкого в Днепре