Как известно, запорожский автомобилестроительный завод [ПАО «ЗАЗ», ранее – автозавод «Коммунар»] был единственным в Украине предприятием, обладавшим полным циклом производства легковых автомобилей.
В 1991-2014 годах завод был лидером украинского автопрома. С момента независимости Украины и до 2014 года выпускал до 300-400 тыс. автомобилей в год, большая часть из них шла на экспорт. С 2014 года производство снизилось в десятки раз, к 2018 году завод прекратил выпуск легковых автомобилей, выпускал только автобусы, фургоны и автокомпоненты. А в декабре 2018 года была начата процедура банкротства завода, имущество предприятия распродается.
Люди, понимающие, что произошло, откровенно говорят, что уничтожение ЗАЗа – это преступление. А вот будет ли за него отвечать кто-нибудь, предсказать никто не берется.
Известно также, что с 1960 года Завод занимался выпуском единственного автомобиля – ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «горбатый запорожец».
В 1966 году на конвейер вошел обновленный «Запорожец» – ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника. Автомобиль ЗАЗ-968, который в народе стали называть «ушастым», пришел ему на смену. А были еще «мыльница», «эмка»… Всего – с 1960 по 1994 годы, в Запорожье было изготовлено 3422444 автомобилей «Запорожец».
А можно ли в Запорожье сегодня – после циничного уничтожения автоЗАЗа, отыскать «горбатого» и «ушастого» и их собратьев?
Можно! Все они любовно сберегаются в музее техники «Фаэтон, который действует при одноименном автомотоклубе [город Запорожье, ул. Выборгская, 8]. Ну, а познакомил миговцев со стальными, очень неприхотливыми и очень надежными «запорожцами», которых, без преувеличения, знали во всем мире, сотрудник музея Семен Мушер.
Видео – здесь: