• Архів газети
  • Історія
  • Про видання
  • Контакти
  • Рекламодавцям
  • Обрати мову сайту
  • Українська
  • Русский
Газета МИГ
  • Новини Запоріжжя
    • Підтримка
    • ЖКГ, Транспорт
    • Фінанси, економіка
    • Культура, навчання
    • Спорт
  • Україна та Світ
  • Інфографіка
  • Спецпроєкти
    • Факти – ліки проти фейків
      • Випуск 1
      • Випуск 2
      • Випуск 3
      • Випуск 4
      • Випуск 5
      • Випуск 6
      • Випуск 7
    • Цікаво
    • Світ допомагає відновлювати Україну
      • Cпецвипуск 20
      • Cпецвипуск 19
      • Cпецвипуск 18.
      • Cпецвипуск 17.
      • Cпецвипуск 16.
      • Cпецвипуск 15.
      • Спецвипуск 14.
      • Cпецвипуск 13.
      • Cпецвипуск 12.
      • Cпецвипуск 11.
      • Спецвипуск 10.
      • Спецвипуск 9
      • Спецвипуск 8
      • Cпецвипуск 7
      • Cпецвипуск 6.
      • Cпецвипуск 5.
      • Cпецвипуск 4.
      • Cпецвипуск 3.
      • Cпецвипуск 2.
      • Cпецвипуск 1
      • Архів PDF Світ допомагає відновлювати Україну
    • Запорізькі крафтовики
    • Виконані
      • Слово правди – наша зброя
        • Спецвипуск 1
        • Спецвипуск 2
        • Спецвипуск 3
        • Спецвипуск 4
        • Спецвипуск 5
        • Спецвипуск 6
        • Спецвипуск 7
        • Спецвипуск 8
        • Спецвипуск 9
        • Спецвипуск 10
      • Запоріжжя: 45 км до лінії фронту
      • Правда кривду переможе!
        • Cпецвипуск 6
        • Cпецвипуск 5
        • Cпецвипуск 4
        • Cпецвипуск 3
        • Cпецвипуск 2
        • Спецвипуск 1
      • Громадськість за здорове місто
      • Коронавірус під мікроскопом
    • Архів PDF
    • Євроінтеграція
      • Реформи
      • Україна-ЄС
    • Дивовижне Запоріжжя
      • Історія успіху
      • Персони
      • Точка на карті
  • Фото і відео
  • Публікації
    • Політика
    • Споживач
    • Соціальна сфера
    • Медицина, екологія
    • Мистецтво, дозвілля, туризм
    • Різне
  • Важливо
Газета МИГ
No Result
View All Result

Спецпроєкти Дивовижне Запоріжжя Как инженер из Приазовья создавал автомобиль «Мерседес»

Как инженер из Приазовья создавал автомобиль «Мерседес»

by vlad
29/01/2021
in Дивовижне Запоріжжя, Новини Запоріжжя, Публікації
0
Как инженер из Приазовья создавал автомобиль «Мерседес»
515
VIEWS

Мне думается, если бы существовала Нобелевская премия в области техники, одним из первых претендентов на ее получение  стал бы самый известный в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков конструктор и изобретатель Европы Борис Луцкий, которого называли гением моторостроения и автомобилестроения. И он наверняка получил бы премию. И запорожский край имел бы своего нобелевского лауреата. Ведь лучший европейский конструктор и изобретатель был родом из Приазовья: родился 15 января 1865 года в Бердянске, а детство провел в селе Андреевка, где находилось имение его отца, бердянского купца Григория Львовича Луцкого.

Между прочим, несмотря на то, что сын купца много лет жил в Германии, в Российской империи весьма ценили его: в 1903 году он был награжден орденом Святого Станислава, в 1906-м стал потомственным почетным гражданином империи, а после того, как в 1911 году ему было пожаловано потомственное дворянство и титул, Борис Григорьевич, чуть изменив окончание фамилии, стал представляться как Борис фон Луцкой. Или еще категоричнее: барон Луцкой. Почетный титул за ним Германия сохраняла все годы его жизни. Умер, к слову, барон 24 августа 1943 года и был похоронен на русском православном кладбище Берлин-Тегель. Что еще из любопытного я узнал о нем: согласно недавно обнаруженным документам, именно барон Борис Луцкой первым – в конце 1940 года, сообщил о планируемом нападении Германии на СССР российскому военному атташе генералу Василию Тупикову, о чем сам  узнал в министерстве авиации, с которым был связан. Однако доклад генерала в Москве проигнорировали, а в сентябре 1941 года, будучи начальником штаба Юго-Западного фронта, он погиб под Киевом. Вообще, о конструкторе и изобретателе Борисе Луцком написано достаточно много. Но все, что мне попадалось, настолько противоречиво, что составить из прочитанного четкое представлении об этом неординарном человеке невозможно. Лично мне  показались наиболее интересными  работы историка Александра Фирсова из Черкасского филиала Европейского университета. Кроме множества статей он написал также книгу «Инженер Луцкий (Луцкой) – забытый гений моторостроения», которая в 2015 году была издана в Запорожье. Раздобыл историк и копию приемного формуляра в Высшую техническую школу города Мюнхена на зимний семестр 1882/83 годов, который Борис Луцкий собственноручно заполнил при поступлении. В графе «Вероисповедание», скажем, он пометил: «mosaisch» – иудейское, т.е., в графе «Место рождения» указал город Бердянск, в графе «Родители» записал лаконично: «Купечество». А в графу «Место жительство родителей» еще раз вписал город Бердянск. Почему же, может возникнуть вопрос, коль инженер был иудейского вероисповедания, похоронили его на православном кладбище? А потому, что, будучи страстным поклонником музыки, в 1900 году Борис Луцкий, только-только получивший Большую серебряную медаль на парижской  всемирной выставке техники, встретил в Берлине юную пианистку из США Люси Хикенлупер и сделал ей предложение. Та согласилась, но с условием: ее избранник должен обратиться в христианство. И тот принял православное крещение и венчался с Люси в церкви, а в январе 1901 года их брак был официально зарегистрирован в Нью-Йорке, после чего молодая пара вернулась в Берлин. Однако семейная жизнь будущего барона длилась недолго: летом 1904 года его супруга сбежала в Нью-Йорк и развелась с ним. Вообще, барон был скор на поступки. К примеру, когда после начала Первой мировой германские власти заподозрили его в шпионаже в пользу Российской империи и отправили к нему полицию, барон встретил непрошенных гостей… с револьвером в руках. И к обвинению в шпионаже ему добавили еще и вооруженное сопротивление стражам закона. Домой, в Приазовье, в отцовскую Андреевку, Борис Луцкой вернется только весной 1919 года. Отправит оттуда за границу пару десятков заявок на ранние изобретения и осенью 1920 года покинет родные места уже навсегда.

*

Еще во время учебы в мюнхенской Высшей технической школе, в 1885 году, Борис Луцкий, как сообщает его биограф историк Александр Фирсов, первым в мире сконструировал вертикальный двигатель внутреннего сгорания, у которого коленчатый вал располагался не над цилиндром, а под ним. Созданный студентом из Приазовья двигатель стал прототипом всех последующих двигателей внутреннего сгорания. Через год Борису Луцкому был выдан аттестат о получении им высшего образования. После защиты дипломной работы он уехал в Россию отбывать воинскую повинность, а уже в следующем году вернулся в Германию и начал инженерную деятельность. 30 апреля 1897 года основывает в Нюрнберге компанию под названием «Общество по строительству автомобильных экипажей системы Луцкого» и как один из самых авторитетных автомобилестроителей Европы становится соучредителем Европейского автомобильного союза. И получает предложение крупного немецкого капитала в лице Макса Дуттенхофера и Вильгельма Лоренца возглавить берлинский консорциум «Альгемайне Моторваген Гезельшафт» и стать техническим консультантом в компании «Даймлер-Моторен-Гезельшафт». Борис Григорьевич принимает предложение и в 1898 году переезжает в Берлин, где открывает и представительство своей фирмы. В том же году он вместе с Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом создает первый в мире грузовой автомобиль-пятитонник. В июне машина представлена публике на международной автомобильной выставке в Париже. Народ поражен огромными размерами грузовика, при конструировании которого компания «Даймлер-Моторен-Гезельшафт» использовала так много разработок инженера Бориса Луцкого, что позже, в 1900 году, его было решено назвать именем изобретателя – «Даймлер-Луцкий». В 1899 году на Первой международной автомобильной выставке в Берлине сразу 12 экспонатов, созданных Борисом Луцким, получили золотые медали. В том же году под его руководством консорциум «Моторфарцойг унд Моторенфабрик» создает легковой автомобиль под названием «Феникс» – именно он и стал непосредственным предшественником знаменитой модели «Мерседес» 1901 года, за что инженер Борис Луцкой вполне мог быть удостоен Нобелевской премии, если бы она, конечно, присуждалась за достижения в области техники.

**

В 1901 году Борис Луцкий разработал для первой боевой подводной лодки Российской империи «Дельфин» двигатель мощностью 300 лошадиных сил, а в 1903 году спроектировал для российского эсминца водоизмещением 350 тонн двигатель гигантской мощности – в 6000 лошадиных сил. В 1904 году для испытания двигателей, создаваемых для военно-морского флота Российской империи, Борис Луцкий построил две моторные лодки – «Лукерья» и «Царица». Всемирно известной лодка «Царица» стала в 1907 году после участия в Рейнской регате, где показала абсолютный рекорд скорости – 50,8 км/ч. С 1908 года Борис Луцкий занимается авиацией: немецкая фирма «Аргус» пригласила его на должность технического директора для разработки авиационных двигателей. И инженер из скромного приазовского села Андреевка, что под Бердянском, создал серию моторов, которые с большим успехом использовались многими компаниями Германии и других стран. В том же 1908 году для Уилбура Райта [старшего из братьев Райт, совершивших первый в мире полет на аэроплане с мотором] Борис Луцкий сконструировал двигатель мощностью в 75 лошадиных сил. В 1909 году по заданию российского правительства Борис Григорьевич разработал и построил в мастерских компании «Даймлер-Моторен-Гезельшафт» в Штутгарте свой первый самолет. Его называли геликопланом, так как он сочетал свойства самолета и вертолета: в нем был предусмотрен вертикальный взлет и посадка. В первые годы авиации геликоплан Бориса Луцкого был самым большим в мире самолетом и первым двухмоторным самолетом, поднявшимся в воздух. В 1932 году Борис Григорьевич изобрел сферические пустотелые колеса, которые использовал при создании самолета-амфибии и одноколейного двухколесного автомобиля, который в качестве недорогого народного транспортного средства через посредничество немецкого авиатора и промышленника Гельмута Гирта в 1936 году предложил советскому руководству, в частности, маршалу Михаилу Тухачевскому.  Ответа, однако, так и не дождался.  И последнее: фамилия инженера Бориса Луцкого была нацистами вычеркнута из истории автомобилестроения Германии по простой причине: они мысли не могли допустить, что создателем любимого фюрером автомобиля «Мерседес» был еврей из Приазовья.

А запорожцы-то не только горбатые «запорожцы» создавали.

*

На снимке: Вильгельм Лоренц, Борис Луцкий – руки в брюки, Вильгельм Майбах и Готлиб Даймлер на Всемирной выставке в Париже около грузовика «Даймлер», 1898  [фото из архива Даймлер-Бенц-Музеум]

Новини від МИГа mig.com.ua в Telegram та Instagram та facebook. Підписуйтесь на наші канали https://t.me/migcomua та facebook та  Instagram

Previous Post

В Запорожье появился электрический клён

Next Post

29 января: праздники, события, приметы и советы дня

vlad

Related Posts

Програма ТК «Суспільне Запоріжжя» на понеділок, 13 жовтня
Календар

Програма ТК «Суспільне Запоріжжя» на понеділок, 13 жовтня

13/10/2025
720
Якою буде погода в Запоріжжі в перші три дні тижня – прогноз синоптиків
Новини Запоріжжя

Якою буде погода в Запоріжжі в перші три дні тижня – прогноз синоптиків

12/10/2025
1.2k
Середа без світла: де у Запоріжжі 26 лютого відключать електроенергію
Новини Запоріжжя

Понеділок без світла: у Запоріжжі 13 жовтня масово відключать електроенергію

12/10/2025
1k
У Запоріжжі сталася смертельна пожежа
Новини Запоріжжя

У Запоріжжі сталася смертельна пожежа

12/10/2025
836
Запорожский богатырь помог сборной Украины завоевать “золото” на чемпионате Европы по стронгмену
Новини Запоріжжя

Запорізький богатир допоміг збірній України завоювати “золото” на чемпіонаті Європи зі стронгмену

12/10/2025
836
Next Post

29 января: праздники, события, приметы и советы дня

Щоденники війни

Запорізький фронт: підсумки тижня

11 жовтня війська армії рф 8 разів вгатили з авіації, застосували 508 БпЛА

ДСНС Запорізької області: ліквідація наслідків ворожих обстрілів 11 жовтня

Запорізький напрямок. ЗСУ звільнили від окупантів н.п Малі Щербаки Запорізької області. (відео)

Вночі від ворожих обстрілів постраждала енергетична інфраструктура у трьох областях – Міненерго

Чи бачать небеса наше горе, наші втрати?

Важливо

Що таке гендерна чутливість і як її розвинути (перевір себе)

Електронний щит України: як інженери створюють революційний протидроновий захист

ТОП-10 страв, які легко приготувати в мультиварці

Ефірні олії: природні аромати та їх застосування

Глечики та графини: чим відрізняються і де використовувати

Щеплення перед школою: турбота, що формує імунітет на роки

Публікації

Запорізький богатир допоміг збірній України завоювати “золото” на чемпіонаті Європи зі стронгмену

У громаді на Запоріжжі пройшла вистава, де глядачі стали акторами

Про найдовший інклюзивний пандус у місті: емоційно та професійно

Чи бачать небеса наше горе, наші втрати?

Польська музика об’єднала серця: прозвучав концерт у Запорізькій філармонії

У Запоріжжі обговорили державні компенсації для розвитку підприємництва

Цікаво

Суспільне оголосило переможця Нацвідбору на “Дитяче Євробачення-2025”

Якою буде погода в Запоріжжі в перші три дні тижня – прогноз синоптиків

Рибалка, копаючи черв’яків, знайшов величезний скарб

У Карпатах зафіксували рідкісне атмосферне явище (фото)

Сьогодні, 12 жовтня, буде обрано представника від України на “Дитяче Євробачення-2025”

Стало відомо, хто напише та прочитає текст Радіодиктанту національної єдності-2025

Календар

13 жовтня – Міжнародний день зменшення небезпеки лих

Програма ТК «Суспільне Запоріжжя» на понеділок, 13 жовтня

Церковне свято 13 жовтня: яких чудес просити в Іверської Богородиці

Oтримуйте нoвини швидше з дoпoмoгoю нaшoгo Telegram-кaнaлa: https://t.me/migcomua

Газета МИГ
  • «Факти – ліки проти фейків» PDF архів
  • Архів PDF Світ допомагає відновлювати Україну
  • Архів PDF
  • Слово правди – наша зброя
  • Архів газети
  • Історія
  • Про видання
  • Контакти
  • Рекламодавцям
  • Українська

Контакти

Адреса редакції:
м. Запоріжжя, пр. Соборний, буд. 152, , 5 поверх
Адреса для кореспонденції:
а/с 8030, м. Запоріжжя, індекс 69095 Приймальня (061) 7875211,
[email protected]
Сайт mig.com.ua створено для поширення інформаційного контенту під брендом "МИГ". Матеріали сайту готуються і редагуються співробітниками ТОВ "Газета МИГ".
Сайт отримав гранти від Фонд Східна Європа, Празький центр громадянського суспільства та Асоціації «Незалежні регіональні видавці України».
Рекламна служба газети та сайту:
[email protected] ,
[email protected]
Статті у розділі "Важливо" можуть бути комерційною або спонсорською інформацією .
Адміністратор сайту:
[email protected] [email protected]
Використання матеріалів, опублікованих на сайті, дозволяється із зазначенням посилання на офіційний сайт газети МИГ

Мітки

ЄС БПЛА Бердянськ ДСНС ДСНС Запоріжжя Енергодар Запоріжжя Запорізька область Мелітополь НПУ Новини Запоріжжя Новости Запорожья Оріхівський напрямок ПРОГНОЗ Украина адреси вибухи відключення війна війна з рф графіки гроші допомога діти електроенергія запорізький напрямок кримінал новини обстріл обстріли окупація погода пожежа поліція поліція_Запоріжжя ремонт руйнування рух рятувальники світло синоптик суд транспорт час черги

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

  • Русский
  • Новини Запоріжжя
  • Україна та Світ
  • Щоденники війни
  • Спецпроєкти
    • Факти – ліки проти фейків
    • Світ допомагає відновлювати Україну
    • Євроінтеграція
    • Дивовижне Запоріжжя
    • Виконані
      • Слово правди – наша зброя
      • Правда кривду переможе!
      • Запоріжжя: 45 км до лінії фронту
      • Громадськість за здорове місто
  • Публікації
  • Важливо
  • Фото і відео
  • Цікаво
  • Календар
  • Інфографіка
Рекламодавцям
No Result
View All Result