Шестьдесят лет назад, в конце пятидесятых годов, в кинотеатрах СССР с аншлагом шла приключенческая комедия «Улица полна неожиданностей», снятая на киностудии «Ленфильм» режиссером Сергеем Сиделевым [автор сценария – Леонид Карасев, оператор – Сергей Иванов]. Одну из главных ролей в картине, которую в течение 1958 года посмотрели 34,3 миллиона человек, сыграл актер из Мелитополя Яков Родос.
Именно после этой киноленты он, никому до этого не известный артист из провинции, в буквальном смысле проснулся знаменитым: его узнавали, им восхищались. Не заставило себя ждать и официальное признание: Яков Вениаминович получил звание «Заслуженный артист РСФСР». Казалось, дверь в большое кино перед мелитопольцем не просто открылась – широко распахнулась.
Однако его последующая кинокарьера ограничилась лишь несколькими незначительными, не оставшимися в памяти у зрителей, ролями.
Фронтовик, награжденный орденом
Информации о Якове Родосе я нашел немного. В частности, кое-что о земляке выяснил мелитопольский литератор Сергей Авдеенко: в книге «Память: рассказы о знаменитых мелитопольцах» он приводит вот такой рассказ о Якове одного из старожилов Мелитополя – Макса Пастренака:
«Познакомился с ним в 1924 году. В семье было несколько братьев. Старший Лев был фармацевтом в аптекарском магазине. Яков был рыжеватым блондином маленького роста. Все Родосы были рыжеватые, малорослые, совсем не похожие на евреев. Яков имел склонность к шуткам, розыгрышам. Он умел смешно скорчить рожу, с чувством продекламировать стишок, участвовал в художественной самодеятельности.
В пятидесятые годы я как-то пошел в кинотеатр. Показывали один из первых отечественных цветных фильмов. Точное название картины не помню, но в одном из актеров я вдруг узнал Якова Родоса. Роль в фильме у него была какая-то эпизодическая, незначительная. Он всего несколько раз появился на экране. Конечно, с возрастом Яков изменился, но в том, что это был именно он, я готов был поклясться. Тем более, что от кого-то в Мелитополе я слышал, что младший Родос стал киноактером».
А далее, по подсказке сведущих в киношных делах людей, я обратился за помощью к киноведу, самому большому специалисту по актерам советского кино Алексею Тремасову. Из его электронной киноэнциклопедии [a-tremasov.ru] я узнал много интересного о забытом заслуженном артисте.
Яков Родос родился в Мелитополе 2 февраля 1909 года. Его отец был рабочим по найму, затем – портным в городском отделе народного хозяйства и на швейной фабрике [умер в 1952 году]. Мать занималась домашним хозяйством.
В 1916 году Яков поступил в мелитопольское реальное училище. Окончил его в 1924 году. А затем, из-за тяжелого материального положения семьи, вынужден был пойти работать. Тем не менее, уже в 1925 году он сумел поступить на вечернее отделение Мелитопольского пединститута.
Совмещал учебу с работой на кондитерской фабрике «Прогресс». Участвовал в массовых сценах спектаклей, гастролировавших в Мелитополе театров. Это и зародило в нем желание стать артистом.
В 1928 году Якову пришлось оставить институт и поступить рабочим на консервный [а впоследствии – на колбасный] завод в Ростове-на-Дону. Ну а по вечерам он готовился к поступлению в театральный институт.
Когда же – в мае 1930 года, был объявлен набор во вновь организованный Театр рабочей молодежи, принял участие в конкурсе и был зачислен артистом в его труппу. С этого момента началась профессиональная актерская деятельность Якова Родоса.
Отработав в театре около двух лет, в конце 1932 года был призван в ряды Красной армии. Однако, в связи с тем, что в 1933 году в Ростове появился театр Красной армии Северо-Кавказского военного округа, Яков продолжил военную службу… актером этого театра. В последствии, демобилизовавшись, остался служить в его труппе [до 1938 года] по вольному найму. Затем один сезон играл в Рязанском областном театре и еще два – в ростовском Театре рабочей молодежи.
В июле 1941 года ушел добровольцем на фронт и в августе получил назначение на должность секретаря партбюро эвакогоспиталя. В дальнейшем служил в качестве парторга и начальника клуба госпиталя для легкораненых. Закончил службу в 1946 году заместителем начальника фронтового госпиталя по политической части.
Был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Кстати, в представлении к награждению, командование особо отметило, что, «благодаря своей кипучей энергии, капитан т.Родос сумел сплотить личный состав на выполнение задач, поставленных перед госпиталем» и что он «организовал хороший культурный отдых для раненых, находящихся на излечении в госпитале».
Большое дело, между прочим, делал.
После демобилизации Яков Вениаминович вернулся в Ростовский театр Красной армии, откуда через год перешел в Ростовский театр комедии. Там, уверяют знатоки, в полной мере раскрылся его талант характерно-комедийного артиста.
В 1957 году артист из Мелитополя удачно снялся в кино – в очень заметной роли чудака и балагура Смирнова-Алянского [в комедии «Улица полна неожиданностей»].
Картина имела большой успех и, возможно, именно из-за этого он решился оставить театр ради кино.
Якова охотно приняли в студию киноактера при киностудии «Ленфильм», но продержался в ней он всего два года: сделать карьеру в кино уже немолодому артисту из провинции оказалось делом непростым. В Ростове его все знали, там он играл ведущие роли, а на «Ленфильме» пришлось довольствоваться лишь небольшими ролями и эпизодами.
В 1959 году Яков Вениаминович уволился с киностудии и вернулся в Ростов-на-Дону, в молодежный театр драмы имени Ленинского комсомола. Однако и там в творческом плане у него случился разлад, вылившийся во вторичный уход из театра. Теперь уже навсегда.
Заслуженный артист переехал в Москву, снялся еще в нескольких фильмах, сыграв в них небольшие роли.
Умер в 1968 году. Похоронен на Донском кладбище.
«Улица полна неожиданностей»
Из аннотации к картине, в которой очень удачно сыграл Яков Родос [премьера состоялась 21 января 1958 года]:
«Возвращающийся навеселе главбух Смирнов забирается в будку регулировщика и нарушает движение транспорта на одной из улиц города. Но постовой Вася Шанешкин доставляет в отделение милиции не нарушителя, а вполне порядочного гражданина – кассира Стройтреста Воднева, который, ко всему прочему, оказывается… отцом любимой девушки постового.
Вася признает свою вину, но не решается извиниться. Тем не менее, молодому сержанту вскоре представится возможность защитить кассира от нападения и герой выполнит свой долг: лично задержит вооруженного грабителя».
Фильм получился очень легким – смотрибельным, как говорят в таких случаях. В нем есть все: юмор, лирика, любовь и даже… погоня со стрельбой. И прекрасно исполненный главбухом Смирновым, в роли которого как раз и снялся Яков Родос, романс композитора и дирижера 19-го века Андрея Оппеля «Забыли вы» на стихи поэта и переводчика Павла Козлова [аккомпанирует знаменитый гитарист Сергей Сорокин].
К слову заметить, небольшую роль в картине сыграл Евгений Леонов, роль же Сергея Филиппова занимает, может быть, всего лишь на минуту экранного времени. А Сергей Юрский и Нина Ургант довольствовались лишь участием в массовке – одним лишь появлением в кадре.
А Якову Родосу досталась одна из главных ролей. И сыграл он ее от души. Поэтому и запомнился зрителям. А картина в прокате опередила – по просмотрам, такие ленты, как «Дело было в Пенькове», «Добровольцы» и первую комедию Леонида Гайдая «Жених с того света». Даже легендарная «Весна на Заречной улице» двумя годами ранее в прокате собрала 30,1 миллиона зрителей, а «Улицу…» с Яковом Родосом, напомню, посмотрели 34, 4 миллиона человек.
Почему ж у мелитопольца потом кинокарьера не задалась?
Не знаю, но предполагаю, что… из-за старшего брата.
Полковник госбезопасности Борис Родос был одним из активных участников сталинских репрессий. На допросах он истязал всех – Героев Советского Союза, чиновников самого высокого уровня и даже… режиссера Всеволода Мейерхольда и писателя Исаака Бабеля. За это Никита Хрущев, делавший на двадцатом съезде партии доклад об осуждении культа личности Сталина, назвал его – прямо с трибуны съезда, выродком.
Расстреляли бывшего следователя по особо важным делам НКГБ Бориса Родоса 20 апреля 1956 года. Повлиял ли этот факт на судьбу Якова Родоса? Вероятно, коль в истории кино он остался актером одной роли.
Владимир ШАК
В тему
Фильмы, в которых снимался Яков Родос:
«Тамбу-Ламбу» [короткометражный], 1957
«Улица полна неожиданностей», 1957
«Дорогой мой человек», 1958
«Евгений Онегин», 1958
«Наш корреспондент», 1958
«Шофер поневоле», 1958
«Дорога уходит вдаль», 1959
«Поднятая целина», 1959-1961
«Донская повесть», 1964
***
Два фрагмента из фильма “Улица полна неожиданностей”:
**
О брате:
Борис Родос: сталинский палач из Мелитополя
**
Афиша картины с участием Якова Родоса
Титры ленты с указанием актеров
*
Кадры из картины “Улица полна неожиданностей” [Яков Родос – невысокого роста подвижный толстячок]:
*
Братья Родосы – Борис и Яков