После окончания Бизнес-форума* на Хортице прошло уже немало времени. Но мысли, которые высказывали на его заседаниях топ-спикеры, не отпускают. В частности, об автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, которыми поделился эксперт по цифровой трансформации и диджитализации, владелец и основатель IT-компании PM Partners Максим Прохоров.
За последние пять лет его компания автоматизировала более 50 предприятий, предоставив им, в частности, конкретные продукты: Customer Relationship Management (CRM), который позволяет команде наладить правильное управление взаимодействием с клиентами, и Enterprise Resource Planning (ERP) – предназначена для планирования ресурсов предприятия.
Размышления главы PM Partners Максима Прохорова [запись его выступления можно посмотреть здесь], надеемся, будут интересными читателям, не слишком искушенным в цифровизации. Они позволяют приблизиться к пониманию того, как столь высокие сферы, как IT-технологии, непосредственно влияют на взлеты и падения бизнесов, с которыми дело имеет почти каждый.
Нужны ли для успеха апартаменты, машины, товары?
Зачем автоматизация крупному бизнесу? Потому что выжить в «пиратских» условиях его ведения в Украине можно только благодаря ей. Впрочем, дело не только в наших «уникальных» условиях.
Мир изменился, и измения эти происходят стремительно. Если раньше на миллиардную капитализацию бизнеса [увеличение капитала или оценка стоимости предприятия], уходило 50 лет, то сейчас тот же процесс пролетает в течение двух-трех лет. Но без автоматизации даже столпы производства или оказания услуг лопаются молниеносно.
Яркий пример, который привел Максим Прохоров, – британская туристическая компания Томас Кук Груп [Thomas Cook Group]. Будучи первопроходцем на рынке оказания туристических услуг [основана в 1841 году], лидируя на нем в течение полутора веков вплоть до начала 2019 года, она обанкротилась в сентябре того же года.
Крах Thomas Cook Group привел к крупнейшей со времен Второй мировой войны репатриации британских граждан, охватившей более 150 тысяч туристов.
Это произошло, в частности, и потому, что компания не сумела перевести традиционные способы ведения бизнеса на рельсы шеринговой экономики [от английского «share» – делиться].
Мировой опыт последних лет доказал эффективность модели, когда с помощью технологий и онлайн-платформ люди могут обмениваться активами, которые они не используют. Максим Прохоров напомнил:
- Вовсе не обязательно владеть апартаментами в разных концах света, чтобы быть успешным в оказании услуг путешественникам, как это делает платформа Booking.com.
- Компания Uber не имеет ни одной машины, однако с помощью одноименного мобильного приложения стала лидером на рынке поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей.
- Интернет-сервис Amazon до недавнего времени ничего не производил, однако торговал всем, чем только можно.
Чего хочет клиент? Гипотезы не взлетают…
Экономика уже не может быть успешной без внедрения онлайн-технологий. На что же ориентироваться владельцу или топ-менеджеру компании, который принял решение о трансформации своего предприятии?
Любое новшество должно быть экономически эффективным и иметь способность к масштабированию. Для достижения этой цели, по мнению Максима Прохорова, главным должна быть ориентированность на клиента. Невозможно измыслить некий продукт и надеяться на его успешность на рынке, не ответив себе на вопрос: “Чего хочет клиент? Нужно ли ему мое предложение?” Потому не стоит пытаться довести его до совершенства без обратной связи – это невозможно.
“Сейчас много хайпа [шумиха, навязчивая реклама с целью формирования предпочтений потребителя – ред. ] вокруг IT-технологий. Некоторые бизнесмены думают, что можно вложить сто долларов и вытащить миллион. Но это уже не «выгорает», – убежден Максим Прохоров. – Гипотезы никогда не взлетают. А вот «сырое» приложение можно улучшать, начав с конечного потребителя. Для сбора клиентского опыта и взаимодействия с пользователями хорошо подходят мессенджеры и соцсети”.
Одна услуга гарантий выживания не дает
Другой основополагающий момент: одна услуга, даже качественная, не дает гарантий выживания на рынке. Интересы людей постоянно меняются, эти процессы необходимо постоянно отслеживать и трансформировать бизнес в соответствии с ними. Разумеется, развиваясь самим и отдавая себе отчет, зачем и для чего это нужно. К сожалению, большинство менеджеров не готово меняться.
“Без лидера никакие изменения не работают, – считает Максим Прохоров. – Подрядчику наплевать на то, что происходит в вашем бизнесе. А ведь автоматизация – это не только о сокращении, например, количества кладовщиков. В первую очередь – это вопрос о деньгах и времени, поэтому процесс бесконечен”.
Насколько важен брэнд фирмы в условиях постоянной трансформации? Максим Прохоров, не делая исключения для собственной компании, с улыбкой сказал, что брэнды бывают двух типов: плохие и очень плохие))) А если серьезно…
“Не бывает классного брэнда, если за ним ничего не стоит. За рубежом конкуренция огромная, а в наших условиях… Делать то, что обещаешь, – этого достаточно”.
Анна ЧУПРИНА, фото из соцсетей
Детальнее познакомиться с экспертными суждениями Максима Прохорова об автоматизации можно в его блогах на blog.liga.net и biz.nv.ua
*Бизнес-форум на Хортице проходил в рамках “Арт-выходных” 22-23 мая, организованных платформой “Мистецький простір”