Хортица принимала фестиваль «Запорозький Спас» (послесловие к событию)

Хортица принимала фестиваль «Запорозький Спас» (послесловие к событию)

Однажды известный поэт Петро Ребро вполне справедливо заметил: тот, мол, не знает Украины, кто в Запорожье не побывал [«Ні, ти не знаєш добре України, Якщо на Запоріжжі не бував»]. Позволю себе дополнить классика современной украинской литературы: чтобы хорошо узнать Запорожье, нужно обязательно побывать на международном фестивале национальных воинских и традиционных культур «Запорозький Спас» имени Анатолия Ермака.

В субботу, 29 августа, этот фестиваль в очередной раз состоялся на Хортице – на территории конного театра «Запорозькі козаки». Что можно было увидеть на нем? Народных мастеров  различного направления, которые своими работами представляли на фестивале душу украинскую. Ну, а мужество, сила и честь Украины – это, конечно же, ее национальные боевые искусства. И они в полной мере были представлены на фестивале, включая традиционные виды борьбы  на поясах, навхрест, штовхач-Котигорошко, тягнути бука и чемпионат Украини по боям «Лава на лаву». Это было, пожалуй, самое зрелищное действо фестивального дня на Хортице. В целом же, как отметил президент Всеукраинской федерации Спас Александр Притула, участие в фестивале приняли представители тридцати(!) национальных видов единоборств – фестиваль-то имеет статус международного. И это, подчеркнул президент, не предел. «Уверен, — заявил Александр, — в будущем на «Запорозький Спас» будут собираться представители ста национальных видов единоборств».

Вот вам и особое – и весьма доходное, направление развитие туризма в граде Запорожском, власть которого – очень хочется надеяться на это, вспомнит, наконец, что Запорожье с ее легендарной Хортицей – столица козацких вольностей, мировой центр козачества, если хотите. В этом горе не торгово-развлекательные центры нужно строить – их уже за глаза, а возрождать славу козацкого края. Так мне думается.

*

На следующий день после состоявшегося на Хортице фестиваля мне позвонил знакомый — поинтересовался мнением о происходившем, а, выслушав мои впечатления – исключительно восторженные, осторожно полюбопытствовал: правда, мол, что на фестивале можно было купить старинное холодное оружие? Я не понял, о чем речь и тогда знакомый внес ясность. На фестивале, рассказал он, побывал его сын и, не зло отчитав отца за то, что тот пленился приехать на Хортицу, заявил, что там он мог бы даже приобрести… меч самого князя Святослава, прозванного Храбрым, – того самого, которому в Запорожье – в Вознесеновском парке, установлен памятник. Этот меч лет десять назад был найден в Днепре, затем его реставрировали и сейчас является гордостью Украины.

— Продавался на фестивале меч Святослава из Днепра?  — спросил напрямую, наконец, мой знакомый.

И я честно признался:

— Сам его видел и даже сделал фото. А не купил потому, что денег не хватило.

— Сколько просили? – последовал конкретный вопрос.

Я назвал конкретную сумму:

— Двести пятьдесят гривен.

После некоторой паузы знакомый объявил – как приговор вынес:

— Я думал, у меня только сын балбес, но у меня и друг балбес. Поздравляю!

Чтобы уж очень не расстраивать знакомого, я ему переслал фото меча легендарного князя Святослава, который можно было купить на Хортице… за 250 гривен. Это крохотная, миниатюрная копия меча, искусно выкованная украинскими мастерами. Фестиваль «Запорозький Спас» — это ведь не только дух и сила Украины, представленная боевыми искусствами, но и душа и сердце Украины, представленная народными промыслами и народными – в полном смысле этого слова, артистами – кобзарями, например.

Между прочим, если бы не моя коллега Елена Шевчук, я бы, наверное, на Хортице разминулся с одним удивительным парнем: на острове ведь было очень многолюдно. Алексей, так зовут этого парня, тоже участвовал в фестивале – в качестве… ткача. Что он делал? Работал над поясом в национальных тонах. «Он участник АТО», — подсказал мне Елена. И я начал наблюдать за ним. А потом, улучив момент, когда мастер отвлекся от работы, я задал ему несколько вопросов.

Алексей, которого опекают «Запорозькі берегині», ткачеством занимается второй год. Почему национальными украинскими поясами занялся? А потому, что их у нас, оказывается, почти нет. А пояс – важная деталь украинской традиционной одежды. Чем до этого Алексей занимался? Нас защищал. Он на фронте – с 2014 года. В боях с рашистско-фашистскими войсками получил… одиннадцать ранений. Два года провел в госпитале. Не знаю, что принято желать ткачам – может, не рвущейся нитки), поэтому от себя Алексею желаю здоровья.

Спасибо, что ты вышел навстречу врагу и остановил его.

Владимир ШАК

(Фото автора)

О чем задумался ткач?

Меч Святослава

Началась схватка лава на лаву

Оставить комментарий

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *