Предуведомление: взято – и адаптировано к газетному жанру 21-го века, из книги «Таврическая епархия Гермогена, епископа Псковского и Порховского, бывшего Таврического и Симферопольского», изданной в Пскове в 1887 году. В качестве уточнения: епископ Гермоген получил в управление Таврическую епархию 24 апреля 1882 года, а покинул ее 9 марта 1885-го. На мой взгляд, его описание Запорожского края заслуживает высшей похвалы.
Читаем, что он рассказал о городах Ногайске [нынешнем Приморске] и Орехове.
Ногайск находится в трех верстах от Азовского моря, с восточной стороны окружен рекой Обиточной и имением графа Орлова-Денисова, с южной – деревней Камышеваткой, с северной и западной – болгарскими колониями.
18 января 1821 года последовало высочайшее повеление: «Уважая положение ногайцев, обитающих в Мелитопольском [нынешнем Бердянском] уезде, мы признаем полезным, дабы для сего края устроен был особый город под именем Ногайска – на том месте, где ныне существует селение Обиточное, при речке сего имени, падающей в Азовское море». Но, видно, город не так скоро здесь образовался. Анатолий Демидов, путешествовавший в 1837 году по Крыму, утверждал, что ногайцы тогда были расселены в числе 16000 душ обоего пола в 71 деревне, а самом Ногайске были тогда малороссийские мазанки, построенные из глины, смешанной с соломой.
Старожилы же ногайские рассказывают, что первыми жителями Ногайска были караимы, вызванные сюда правительством из Крымского полуострова, а потом, спустя год, прибыли сюда армяно-григориане из Нахичевани. Чтобы упрочить и развить торговлю, правительство на свои средства построило целый ряд помещений для лавок, из коих некоторые и доселе существуют. Но караимы года через два ушли отсюда, да и армян осталось не много. В двадцатых годах прибыли сюда 50 русских семейств из Херсонской губернии и несколько семейств немцев из разных колоний. А затем разновременно стали прибывать сюда русские из Екатеринославской, Полтавской, Харьковской, Черниговской и других губерний. В числе прибывавших немало было беглых людей, которые бежали от своих помещиков, оставив даже семейства свои на родине. Наконец, здесь же стали селиться и болгары. В настоящее время почти все жители Ногайска – малороссы. Из них 3/5 занимаются хлебопашеством, 1/5 – молочной торговлей и мастерством: столяры, плотники, сапожники и кузнецы. Сады и огороды разводят только для себя.
Церковь в Ногайске каменная однопрестольная, построена на суммы, отпущенные святым синодом и из городского капитала и на доброхотные подаяния прихожан. Освящена 1 декабря 1868 года в память Успения Божией Матери. До постройки этой церкви был здесь молитвенный дом в честь Покрова Божией Матери, освященный 4 января 1862 года.
Притч: священник, диакон и псаломщик. Помещаются в наемных от общества квартирах и получают от прихожан жалованья 400 рублей, но земли не имеют.
Приход состоит из одного города. Прихожан – 2871 [1486 – мужского пола и 1385 – женского].
*
Орехов занимает самую северную часть Бердянского уезда. Местность его имеет вид огромной котловины, окруженной с севера рекой Конкой, а с юго-запада и с востока – плоской возвышенностью. Название получил по балке, находящейся от него в пяти верстах к юго-западу, в которой некогда росло много ореховых деревьев.
О первоначальном населении Орехова нет ныне письменных документов ни в церковном архиве, ни в архиве городской управы. Но вот, что сообщили в 1872 году настоятелю собора, отцу Чепиговскому, два старца-крестьянина – Григорий Тельбух, 108 лет от роду, и Михаил Ткач, 96 лет.
По словам Тельбуха, первым поселенцем Орехова был около 1775 года крестьянин из села Обмачева Черниговской губернии Юшка, а его сын Никифор стал первым головой в ореховской сборной избе, открытой около 1782 года. Вслед за ним стали селиться здесь беглые помещичьи крестьяне и преступники из Южной России. В ту пору было здесь не более восьми разбросанных хат; до реки Конки все было плавни. Беглецы селились по высоким грядам плавней, потому что здесь прекращалось всякое преследование их – в плавнях за камышом, лозой и вербой нельзя было их отыскать. Пор словам Ткача, в Орехове в 1786 году было 20-30 дворов, где жили беглецы, а в окружавших Орехов степях водилось много волков, зайцев, лисиц и диких лошадей.
До 1801 года Орехов был казенным селением Орехово. 19 февраля 1801 года селение переименовали в город и в нем учредили присутственные места. До 1842 года он считался уездным городом, но уезд назывался Мелитопольским, а не Ореховским. В 1842 году, после пожара в Орехове, уездное управление было сперва перенесено в Токмак, а потом в Мелитополь; Орехов же остался заштатным городом.
Прежде он представлял значительный торговый пункт на главном транзитном пути из России в Крым, но после Крымской войны, и особенно с 1874 года, когда построена была Лозово-Севастопольская железная дорога, он быстро стал падать и торговом и промышленном отношении.
В Орехове две церкви – соборная и кладбищенская.
Первый молитвенный дом – деревянный, в Орехове был построен при первом ореховском священнике Иоанне Толстенкове и освящен в честь Покрова Божией Матери. А в 1789 году был начат новый деревянный храм, который освятили в 1801 году. В 1840 году его переделали, устроив на хорах придел во имя Архистратига Михаила. В 1878 году, по ветхости, храм был упразднен.
Настоящий каменный храм с каменной колокольней имеет три придела: главный – в честь Покрова Божией Матери, и боковые – во имя святого первомученика архидиакона Стефана и святого благоверного князя Александра Невского. Всего на постройку храма израсходовано было 61000 рублей. Он освящен 21 октября 1878 года преосвященным Гурием при участии протоиерея и 17 священников.
Кладбищенская церковь сперва была деревянная. Построена она в 1820 году на средства чиновника Ивана Хромыхи и освящена во славу Пресвятой Троицы. Потом вместо деревянной построена бала прихожанами каменная церковь [освящена 26 сентября 1870 года].
Притч: протоиерей, священник, диакон, два псаломщика. Пособием для притча служат отпускаемые ежегодно обществом крестьян 1200 рублей. Приход в 1785 году состоял только из 120 душ мужского пола, но потом постепенно увеличивался и ныне в нем считается уже 7336 душ [3694 – мужского пола и 3642 – женского].
Приход состоит из города Орехова и пяти деревень: Щербаково, Новопавловка, Бураковка, Новоданиловка и Новоандреевка. Жители этих деревень выселились из Орехова. Все – малороссы.
Главное занятие прихожан – земледелие. Сеется пшеница всех сортов, рожь, ячмень, овес, просо, лен, конопля. На баштанах растут арбузы, дыни, тыква, кукуруза. В огородах – бураки, помадоры и пр. Садоводство не процветает. Скотоводство слабо развито по недостатку свободных пастбищ. Из ремесел развито только горшечное производство. Причем в довольно широких размерах; прочие ничтожны. В Орехове до 24 торговых лавок, десять винных погребов, 12 питейных домов, шесть мельниц, пять кирпичных заводов, два черепичных, шесть гончарных, два кожевенных и шесть маслобоен.
С епископом Гермогеном по Запорожскому краю странствовал Владимир ШАК