Расписание заездов
Пятница, 12 апреля
04:55 – 06:30: Первая сессия свободных заездов
08:55 – 10:30: Вторая сессия свободных заездов
Суббота, 13 апреля
05:55 – 07:00: Третья сессия свободных заездов
08:50 – Квалификация
Воскресенье, 14 апреля
09:00 – Гонка
Первые пять лет Гран При Китая проводился в середине осени, а в 2009-м гонку перенесли на середину весны, что почти не сказалось на условиях – тут не слишком жарко, нередко идут дожди, но это не тропические ливни, как в Малайзии.
Поначалу события развивались непредсказуемо – семь первых гонок в Шанхае выиграли семь разных гонщиков. Первым, кому удалось победить в Шанхае дважды, стал Льюис Хэмилтон. Это произошло в 2011-м, с тех пор Льюис выиграл здесь ещё три гонки и с пятью победами уверенно возглавляет список самых успешных пилотов на этой трассе.
Среди команд самая успешная в Китае – Mercedes, на счету которой тоже пять побед, но две из них одержал Нико Росберг. У Ferrari четыре победы, но одержали их четыре разных пилота – Баррикелло, Шумахер, Райкконен и Алонсо. Себастьян Феттель тут побеждал лишь однажды, в далёком уже 2009-м, ещё до того, как завоевал первый титул – китайскую трассу трудно отнести к числу его любимых.
Начало сезона стало зеркальным отражением того, что мы видели в прошлом году. Тогда на тестах Mercedes выглядели сильнее, но победы в двух первых гонках завоевал Себастьян Феттель на Ferrari. Теперь всё наоборот – Ferrari доминировали на тестах, но проиграли две первые гонки пилотам Mercedes.
Конечно, Mercedes очень помогли обстоятельства – как и год назад Ferrari. По ходу Гран При Бахрейна преимущество в скорости машин Ferrari было совершенно явным. Но, во-первых, Феттель весь уик-энд был словно не в своей тарелке. А во-вторых, в самый неподходящий момент Леклера подвела надёжность. Наверное, не стоит ожидать повторения подобных проблем в Шанхае.
Гонка в Шанхае позволит более объективно оценить расстановку сил. По конфигурации эта трасса гораздо ближе к обычным автодромам, чем Альберт-парк, и в апреле там не так жарко, как в Бахрейне. Фаворитами гонки вновь будут пилоты Ferrari, но чтобы одержать первую победу в сезоне, команде нужно всё сделать правильно.
О трассе…
Shanghai International Circuit. 56 кругов по 5,451 км = 305,066 километров. 16 поворотов – медленных, среднескоростных и быстрых. Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 344 км/ч с активированной DRS и 320 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа пилоты преодолевают 54% дистанции. Восемь зон торможения, занимающие 15% дистанции круга.
По требовательности к машине шанхайский автодром можно назвать «средним». Средний износ тормозов, средняя нагрузка на мотор, средний расход топлива (1,87 кг/круг) и даже средняя потеря времени на пит-стопе (длина пит-лейн – 383 метра). Отличительные черты у трассы две: одна из самых длинных прямых в чемпионате, и два затяжных правых поворота с переменным радиусом.
Протяжённость главной прямой составляет 1,17 км, причём это не прямая старт-финиш. Пилоты жмут здесь педаль газа 16 секунд подряд, затем следует жесточайшее торможение перед 14-м поворотом, где перегрузки достигают 7G! Благодаря этому, обгоны в Китае никогда не были проблемой даже без DRS.
Что касается правых поворотов, в первом из которых машины разворачиваются на 270 (!) градусов, то они очень сильно нагружают левую переднюю шину. Именно её износ ограничивает длину отрезка на каждом комплекте шин.
Над автодромом обычно висит смог, если нет сильного ветра. За 15 лет проведения Гран При Китая лишь пять раз во время гонки небо было безоблачным, но и серьёзные дожди шли не так часто и бывали не слишком сильными – только в 2010-м по ходу гонки лил настоящий ливень.
О резине…
Как и год назад, Pirelli привезут составы Medium, Soft и UltraSoft, только называться они будут иначе. В Китае непросто прогреть шины, именно это станет главной сложностью для пилотов на более жёстких составах. На UltraSoft такой проблемы нет, но сколько кругов сможет выдержать левая передняя шина этого состава, учитывая большие нагрузки в первой связке поворотов – большой вопрос.
В прежние годы число пит-стопов здесь колебалось между двумя и тремя. В последние пару лет их количество сократилось до одного, но всё же в прошлом году несколько гонщиков, в том числе победитель, останавливались дважды.
Судя по всему, в этом году есть тенденция к увеличению числа пит-стопов, и есть достаточно большая вероятность того, что некоторые команды попробуют реализовать стратегию двух остановок – в том числе для того, чтобы получить возможность показать лучший круг в гонке.
Всё может изменить выезд автомобиля безопасности. Вероятность его появления за последние годы сильно выросла, достигнув 65% – несколько лет подряд он неизменно вмешивается в ход борьбы. Ещё один фактор – погода. Чем выше окажется температура, тем легче будет прогревать резину.
Год назад в Шанхае…
Прошлогоднюю квалификацию на трассе пилоты Ferrari выиграли, что называется, за явным преимуществом. Поул завоевал Феттель, Райкконен уступил ему менее десятой, а начинавший гонку третьим Боттас – более полусекунды! Хэмилтон даже не стал заканчивать последний круг и уступил напарнику. После окончания квалификации в Mercedes признались, что испытывали большие сложности с выводом шин в рабочее окно температур.
В гонке таких сложностей у них, разумеется, быть не должно было, так что в воскресенье в Mercedes всё ещё надеялись опередить Ferrari. В общем-то, их надежды оправдались, но при этом они упустили соперника, которого, возможно, немного недооценили перед стартом – Red Bull Racing.
Уже на старте Макс Ферстаппен опередил и Хэмилтона, и Райкконена (Кими также пропустил и Боттаса), после чего ситуация долгое время оставалась неизменной. Пилоты Red Bull Racing совершили пит-стопы несколько раньше соперников (причём, на одном круге), что позволило им отыграть несколько секунд, но поставило вопрос о том, как сохранить шины до финиша.
Ключевой момент гонки произошёл на 31-м круге, когда между собой столкнулись пилоты Toro Rosso. Оба гонщика продолжили движение, но трасса оказалась усыпана обломками, и чтобы убрать их, дирекция гонки выпустила автомобиль безопасности. Лучше всех на это отреагировали в Red Bull, тут же позвав обоих своих пилотов на второй пит-стоп – снова на одном круге.
Благодаря сэйфти-кару, потеря позиций оказалась минимальной. Зато когда был дан рестарт, гонщики Red Bull Racing на свежих шинах получили большое преимущество, и начали один за другим обгонять соперников. Правда, первый из них, Льюис Хэмилтон, оказал Ферстаппену достойное сопротивление, что привело к тому, что Макса обогнал напарник.
Даниэль быстро разобрался с Хэмилтоном, затем с Феттелем и с лидировавшим Боттасом (Валттери оказался впереди благодаря тому, что сменил шины на один круг раньше Себастьяна). А вот агрессия Макса на этот раз его подвела – после нескольких попыток он всё же смог опередить Льюиса, но попытка сделать то же самое с Феттелем привела к столкновению и развороту немца.
Феттель продолжил гонку, но откатился на седьмое место. К тому же, машина получила повреждения, так что темпа не было, и незадолго до финиша его опередил ещё и Алонсо. Макс потерял меньше, только снова пропустил Хэмилтона, затем снова его обогнал, но в итоговом протоколе гонки всё равно оказался позади, так как был наказан 10-секундным штрафом.
Победу, совершенно неожиданную, одержал Риккардо. На подиум также поднялись Боттас и Райкконен, сумевшие избежать серьёзных проблем. Хэмилтон вновь испытывал сложности с управлением машиной и в итоге оказался только четвёртым.