
13 октября 2006 года Конгресс США принял, а президент Джордж Буш-младший подписал закон США «О предоставлении разрешения правительству Украины установить на федеральной земле округа Колумбия мемориал жертвам Голодомора в Украине 1932-1933 годов».
В июле 2012 года на открытом заседании Комиссии США по изобразительному искусству был одобрен окончательный дизайн памятника по проекту американки украинского происхождения Ларисы Курилас «Поле пшеницы», а в сентябре того же года он был одобрен Национальной комиссией США по планированию столицы.
Памятник – девятиметровое пшеничное поле из бронзы, установленный недалеко от дома Конгресса, рядом с центральным вокзалом Вашингтона, через который в американскую столицу ежегодно попадают миллионы людей. Большое количество людей получит возможность остановиться у мемориала и прочитать, что посвящен он миллионам украинцам, замученным голодом в «цивилизованном» ХХ веке.
На открытие и освящение памятника в столицу США съехались тысячи украинцев из разных штатов, а также американцы украинского происхождения. Участие в открытии принял президент Украины Петр Порошенко (через видеообращение) и его жена Марина, которая присутствовала лично. Также на церемонии присутствовали американские чиновники и представители дипломатического корпуса. «Мемориал в Вашингтоне открывается в то время, когда Украина отстаивает свою независимость, преодолевая препятствия и давая отпор агрессии России. Кремль снова, как и во времена Голодомора, пытается стереть Украину с карты мира. Смерть снова приходит с Востока», – сказал в своем видеообращении президент Петр Порошенко.
Стоит заметить, что Конгресс США не признал Голодомор 1932-1933 годов в Украине геноцидом. Но огромная просветительская работа, которая была осуществлена украинской общиной США, начиная с 1980-х годов, донесение до политической элиты США правды о трагической странице в жизни Украины, сделали открытие этого мемориала возможным.
***

Дом Государственной промышленности, а именно таково полное название этого сооружения – грандиозное, даже по современным меркам, многоэтажное административное здание. Он был построен в исключительно короткий срок – за три года.
В марте 1925 года Высший совет народного хозяйства объявил конкурс на разработку проекта здания «нового типа», что вызвало большой ажиотаж среди архитекторов. Свои силы пробовал и известный харьковский архитектор Алексей Бекетов, но его проект в традиционном «бекетовском» стиле не понравился комиссии. В конце концов, победителем стал проект под названием «Незваный гость», разработанный группой архитекторов-конструктивистов из Ленинграда во главе с Сергеем Серафимовым.
Уже через несколько месяцев начались работы. Зданию по размерам и сложности конструктивного решения не было в то время аналогов. В его конструкции были применены многоярусные и многопролётные рамные железобетонные конструкции – методы их расчета разрабатывались непосредственно в процессе проектирования. А начали строили Госпром едва не вручную: нанятые пять тысяч жителей Харькова и области (а в авральные месяцы – до пятнадцати тысяч, с привлечением воспитанников ремесленных училищ и кадровых работников предприятий), работая в три смены, лопатами выкопали котлован объемом 20 тыс. кубометров и вывезли землю за город на телегах.
К концу работ строительство механизировали на 80%. Всего на сооружение Госпрома пошло 1315 вагонов цемента, 9000 тонн металла, 3700 вагонов гранита и 40000 кв. м стекла. На момент возведения это был крупнейший не только в Украине, но и в Восточной Европе «небоскреб», который и сейчас впечатляет: его объем 347 тыс. куб. м.
После открытия сооружения, туда переехала тогдашняя советская управленческая элита: наркоматы, главки, управления и департаменты. Сейчас здание Госпрома одна из визитных карточек Харькова.
Даты дня:
170 лет со дня рождения Дмитрия Васильевича Марковича (1848-1920), украинского общественного и государственного деятеля, юриста, писателя. Работал следователем, помощником прокурора, судьей в г. Оргееве (Бессарабия), Херсоне, Екатеринодаре, Калише (Польша). Был членом Общества украинских прогрессистов, с 1917 года редактировал в Виннице еженедельник «Подольская Воля». В период Украинской Центральной Рады – генеральный прокурор, при Гетманщине – член сената. В правительстве УНР был генеральным судьей. Автор сборника рассказов «По степям и хуторам».
161 год со дня рождения Дмитрия Ивановича Багалия (1857-1932), украинского историка и общественного деятеля, одного из основателей и академика Всеукраинской академии наук. Родился в Киеве. Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Киевского и Харьковского университетов. В 1906-1910 годах избирался ректором Харьковского университета. В 1914-1917 – председатель Харьковской городской думы. В 1918 – член комитета для основания Украинской Академии Наук и с 1919 – председатель ее историко-филологического отдела, а затем член Президиума ВУАН. В течение 20-30-х годов преподавал историю Украины в Харьковском и Полтавском институтах народного образования, возглавлял созданную в Харькове научно-исследовательскую кафедру истории Украины, Институт истории украинской культуры, Центральное архивное управление УССР. Принимал активное участие в общественной деятельности, был организатором высшей школы в Украине, дважды избирался председателем Бюро секции научных работников Украины. Как историк Дмитрий Багалей формировался под влиянием взглядов своего учителя Владимира Антоновича. В своей концепции исторического процесса был сторонником этнографически федерально-областных взглядов, которых придерживался также Николай Костомаров. Автор более 200 работ, касающихся в основном истории Слободской, Левобережной и Южной Украины XV-XVIII вв.

В этот день родился Николай Винграновский (1936-2004), украинский поэт, прозаик, киноактер, сценарист и режиссер. Лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, премии Владимира Вернадского и премии Фонда Антоновичей (США). Родился Николай Винграновский в Первомайске Николаевской области. В 1955 году поступил в Киевский институт театрального искусства на актерское отделение, продолжил обучение во ВГИКе под руководством Александра Довженко. Еще студентом сыграл главную роль в художественном фильме «Повесть пламенных лет» (автор фильма -Довженко, режиссер – Юлия Солнцева). Дебютировал стихами в журнале «Днепр» (1957). Но настоящий резонанс принесла Винграновскому подборка стихов в «Литературной газете» в апреле 1961 года. Первый авторский сборник «Атомные прелюды» появился в 1962 году.
После окончания учебы вернулся в Киев, работал на киностудии им. А. Довженко. Автор сборников: «Киев», «Сто поэзий», «На серебряном берегу» и др; фильмов – «Берег надежды», «Тихие берега», «Слово об Андрее Малышко», «Довженко. Дневник. 1941-1945», «Гетман Сагайдачный». Писал он и для детей. Как режиссер поставил на Киевской киностудии художественные фильмы «Эскадра поворачивает на запад», «Берег надежды», «Дума о Британке» (по трагедии Юрия Яновского), «Климко» (по повестям Григора Тютюнниа), документальные фильмы. Автор киносценариев; написал воспоминания об Александре Довженко («Год с Довженко»).
Этого художника называют первым среди равных в плеяде шестидесятников, хотя сам он себя не причислял к этому поколению. Писатель утверждал: «Украинское поэтическое кино – это такая же выдумка, как вымысел и о нас, что мы – шестидесятники. Нет шестидесятников, семидесятников – есть таланты, зрелые, образованные люди, которых нельзя загнать в перечень».
https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2574025-7-noabra-pamatnye-daty.html