Вячеслав Липинский (1882-1931) автор «Писем к братьям-хлеборобам», работы «Шляхта на Украине».
Поэт Евгений Маланюк называл Липинского «Кантом украинской мысли», а помещик и меценат Евгений Чикаленко считал его «самым большим интеллектом в Украине после Грушевского…» Впрочем, Чикаленко тут же добавлял: «Но они оба… споткнулись. Один думает построить государство мужиками, второй – господами, но ни одно государство не строится на одном классе».
События 1917 года 35-летний офицер кавалерии Липинский встретил в Полтаве – он тщетно пытался сформировать украинский кавалерийский полк и передать его в распоряжение Центральной Рады – социалисты ему прозрачно намекнули, что не нуждаются в его услугах.
Вместо этого он был свидетелем «украинской вольницы», когда почти 17 тыс. неподвластных никому солдат громили местные погреба со спиртным, пьяные солдаты лежали на улицах и в канавах, а те, кто держался на ногах, занимались погромами и грабежом – обокрали даже местного прокурора и Музей Полтавской битвы. Ко всему по городу ездили броневики и стреляли по погромщикам. После этого Липинский еще больше утвердился в мысли, что «Украина демократичная – это фикция!»
На Полтавщине Вячеслав Липинский был одним из организаторов Украинской демократической земледельческой партии (1917). Именно эта партия была одной из тех сил, благодаря которым к власти пришел гетман Павел Скоропадский. Липинский поддерживал гетмана и был в его близком окружении в течение 10 лет (и в эмиграции тоже), пока их политические взгляды окончательно не разошлись.
При гетьманате ему предлагали должность министра иностранных дел, но он отказался. Зато стал послом в Вене (1918-1919). Приход к власти Директории Липинский не приветствовал. Особенно поразил его политический расстрел полковника Болбочана в 1919 году. После этого он подал в отставку и навсегда остался в эмиграции.
Умер в санатории под Веной от туберкулеза. Ему было всего 49 лет. Тело перевезли на родину в село Затурцы (ныне Волынский район Волынской области) и похоронили в семейном склепе. В 1960-х годах могила была полностью разрушена. «Никто нам не построит государства, если мы сами его не построим, и никто за нас не сделает нацию, когда мы сами нацией не захотим быть…» (из «Писем к братьям-хлеборобам» Вячеслава Липинского)
Даты дня:
113 лет со дня рождения Герберта фон Караяна (1908-1989), австрийского дирижера, одного из самых выдающихся дирижеров ХХ века.
Возглавлял Венский и Западноберлинский филармонические оркестры, Венскую государственную оперу (1956-1964). Выступал с Лондонским и Парижским оркестрами, руководил Зальцбургским музыкально-театральным фестивалем.
Дирижировал во многих театрах мира, поставил несколько фильмов-опер. В 1983 году ЮНЕСКО учредило международный приз его имени. Его называли Макиавелли с душой ребенка.
В быту он был очень скромным (до застенчивости) человеком, но за пультом странным образом менялся. Он становился тираном, деспотом: голосом, жестом он указывал каждому из оркестрантов высоту и эмоциональную окраску звука и не терпел никаких отклонений от того, что считал нужным. Однако музыканты любили с ним работать.
В течение долгой карьеры Караяна с ним работали почти все звезды оперы и выдающиеся музыканты: Мария Каллас, Элизабет Шварцкопф, Лучано Паваротти… Натан Мильштейн (выдающийся скрипач ХХ в.) вспоминает: «Караян был великий дирижер и большой работник.
И в то же время – талантливый позер. При этом Караян не злоупотреблял пантомимой, как некоторые другие дирижеры. На репетициях он честно работал с оркестром (я тому свидетель), и результаты этой работы можно услышать в его замечательных записях.
Всемирная слава Берлинского филармонического оркестра в наши дни – плод деятельности Караяна». Интересно, что Караян способствовал появлению компакт-дисков и был одним из первых, кому инженеры Philips и Sony в 1981 году предложили оценить качество звучания CD. Первым диском, которыйсошел с конвейера в Ганновере, была запись «Альпийской симфонии» Штрауса в исполнении оркестра под руководством фон Караяна.
79 лет со дня рождения Питера Гринуэя (1942), британского кинорежиссера, сценариста, художника, писателя, куратора многочисленных выставок.
Снял фильмы: «Контракт рисовальщика», «Чрево архитектора», «Отсчет утопленников», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Книги Просперо», «Дитя Макона», «Интимный дневник», «Чемоданы Тульса Люпера».
Гринуэй слывет авангардистом, который смог добиться впечатляющих успехов в мейнстриме (вспомнить хотя бы успех его «Повара…»). Он амбициозный и противоречивый. По специальности художник, а потому влияние изобразительного искусства можно увидеть в любом из его фильмов.
У него есть горячие сторонники и ярые критики, обвиняющие режиссера в провокационном эротизме и в почти намеренной претенциозности. Но он и сам не отрицает этого, а наоборот, подчеркивает во всех своих интервью, что основными темами, которые его интересуют, есть секс, смерть и живопись.
Тенденции, присущие нынешнему кинематографу, Гринуэя никоим образом не устраивают: «Кино превратилось в иллюстрацию к книге, оно является своеобразной сказкой для взрослых… И Голливуд приложил немало усилий к этому. Нынешнее кино похоже на романы Бальзака, Диккенса, или на Джейн Остин! Брехт как-то сказал, что большинство людей приходит в театр, чтобы избавиться на некоторое время от собственных мозгов, потратить время. Для меня важно, прежде всего, диалог. Диалог с умным и требовательным зрителем», – отметил режиссер в одном из интервью.
Гринуэй живет сейчас в Амстердаме, изменив консервативную (и снобистскую на его взгляд) Англию на более привольные Нидерланды. Его вторую жену зовут Саския, точно так же, как и жену Рембрандта. Возможно, это просто совпадение, ведь это женское имя не такое уж и редкое, а возможно и не совпадение, а нечто большее? Рембрандтом Питер Гринуэй интересуется давно и серьезно; даже снял фильм «Тайны «Ночного дозора»», посвященный знаменитой картине. В свободное время он любит ходить по залам Государственного музея Амстердама, вдохновляясь полотнами того же Рембрандта, Вермеера, Хальса, Питера де Хоха.
ukrinform.ru/rubric-society/3220040-5-aprela-pamatnye-daty.html