День установлен резолюцией ГА ООН в декабре 2018 года.
Всемирный день азбуки Брайля является напоминанием, что среди нас живут люди, которые нуждаются в особой заботе, внимании и поддержке.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в мире около 1 млрд человек имеют нарушения зрения, из низ более 10 млн полностью незрячие, еще 130 млн имеют очень слабое зрение.
Шрифт Брайля это уникальная азбука, которую назвали в честь ее изобретателя – Луи Брайля. Она представляет собой тактильное сочетание графических символов с помощью 6 точек, что позволяет передавать буквы, цифры, музыкальные, математические и научные знаки.
Для миллионов незрячих людей шрифт Брайля является средством общения. Кроме того, он играет определяющую роль в их образовании, доступе к информации, реализации права на свободу выражения взглядов и убеждений.
В декабре 2019 года в Киеве возле станции метро «Дарница» установили первый и единственный в Украине памятник незрячему человеку.
АТР-объект представляет собой человека с закрытыми глазами и палкой в руке, который как бы идет по тактильной дорожке. Это – обобщенный образ незрячего человека. Шрифтом Брайля на груди статуи написано: «Смотрю сердцем».
События дня:
В этот день 1919 года вышел закон Директории УНР об украинской денежной единицы гривне и запрет обращения российских, немецких, австрийских, румынских денежных знаков.
Как известно, после провозглашения Третьим универсалом образования Украинской Народной Республики, Центральная Рада инициировала разработку национальной валюты.
Уже 1 марта 1918 года ЦР приняла Закон «О денежной единице, чеканке монеты и печати государственных кредитных билетов», которым была введена новая денежная единица – гривна, что делилась на 100 шагов и равнялась 1/2 рубля.
Формальное завершение формирования структуры системы украинских денежных знаков состоялось 18 апреля 1918 года, когда Центральной Радой был принят Закон «О предоставлении Министру финансов права выпустить разменные марки». Гетман Павел Скоропадский, придя к власти в апреле 1918 года, сохранил систему номиналов: 1 гривна = 1/2 рубля или 100 шагов и продолжил денежную реформу, но переворот, в результате которого к власти пришла Директория, помешал ему осуществить задуманное.
Впрочем, Директория УНР начала новый проект денежной реформы, предложенный Борисом Мартосом. Он определял единственными средствами платежа на территории Украины гривны и рубля, выпущенные во времена Центральной Рады и гетманата Скоропадского. Российские рубли, выпущенные царским, а затем временным правительством, были аннулированы и не принимались государственными учреждениями. К тому же курс с российским рублем стал плавающим. Директория объявила об укреплении золотого содержания украинской валюты. Для этого у населения начали собирать все имеющееся золото и серебро для выпуска монет, а также была объявлена переплавка всех медных памятников российским царям на мелкую монету.
На золотых гривнах планировалось разместить бюст Тараса Шевченко, а на серебряных монетах – здание Центральной Рады. Но начать выпуск монет так и не удалось из-за большевистского наступления. После эвакуации Директории в Винницу, а затем в Каменец-Подольский, основанную еще при гетмане Экспедицию Заготовки Государственных Бумаг было отправлено в Станислав, где была в наличии надлежащая печатная база.
В Станиславе руководитель экспедиции Николай Данильченко наладил изготовление разменных знаков госказны УНР номиналом 5 гривен. Эту банкноту считают худшей из всех выпущенных в Украине. Мелкая серая банкнота из изображений были лишь скромные трезубцы с обеих сторон и текст.
На некоторых из них даже была допущена ошибка в обозначении номинала. Это объясняется наспех выполненным проектом для быстрого выпуска денег. В марте 1919 года были довыпущены в обращение банкноты гетмановских эмиссий.
В 1920 году в Варшаве была проведена последняя эмиссия украинских денег. Возвращению гривны украинцам пришлось ждать более 70 лет.
В этот день в 2010 году в городе Дубай (ОАЭ) официально открыт новый 162-этажный небоскреб «Бурдж Халифа», который и сегодня является самой высокой наземной постройкой мира.
Высота здания (со шпилем) – 829,8 м. Башня Бурдж Халифа имеет форму гигантского сталагмита, и строилась очень быстрыми темпами – по 1-2 этажа за неделю в течение 6 лет.
Ежедневно на строительстве были заняты около 12 тыс. работников.
В небоскребе расположены офисные центры, фешенебельные отели, шикарные апартаменты и торговые центры.
Воздух охлаждается и ароматизируется, а у здания на рукотворном озере, площадь которого равна 12 га, находится музыкальный фонтан.
Даты дня:
205 лет со дня рождения Осипа Шухевича (1816-1870), украинского галицкого греко-католического священника, писателя, переводчика, общественного и образовательного деятеля.
Отец Владимира Шухевича, прадед главнокомандующего УПА Романа Шухевича. Окончил гимназию при монастыре отцов Василиян в Бучаче в 1832 году. Также учился у львовских доминиканцев. Во время учебы во Львовской духовной семинарии (1835-1838) принадлежал к кругу «Русской Троицы».
Дружил также с Антоном Могильницким. Рукоположен в 1840, работал в разных приходах. Подвергался притеснениям власти. С 1845, по другим данным с марта 1848 года, – настоятель Тишковцах, в том году возглавил Городенковскую уездную Русскую Раду. По его инициативе и содействию в Тишковцах был установлен знак на отмену барщины 1848 года, в 1856 открыта школа. Был инспектором народных школ Городенковского уезда.
Печатался в литературно-научной газете «Пчела»; переводил Вергилия, Гердера, наследовал Вальтера Скотта («Путник»). Произведения Осипа Шухевича выдал посмертно его сын Владимир Шухевич под названием «Переводы и подражания Осипа Шухевича, с портретом и биографией автора» (Львов, 1883). Автор предисловия – Иван Франко.
В предисловии к книге «Переводы и подражания Осипа Шухевича» И. Франко писал: «Переводы и подражания, размещенные в этой книге – памятник жизни и труда человека почти не известного в нашей литературе, а меж тем заслуживающего на всенародное признание».
***
184 года со дня рождения Павла Житецкого (1837-1911), украинского филолога, педагога, общественного деятеля, первого историка украинского литературного языка. Работал в учебных заведениях Киева, в частности в Коллегии Павла Галагана (его учениками были Крымский и Марковский).
начал и развил новое направление украинского языкознания – историю украинского литературного языка. Автор первой основательной работы по исторической фонетики украинского языка; много сделал для развития украинской лексикографии. Собранные им лексические материалы (более 10 тыс. карт) были использованы для «Исторического словаря украинского языка».
Участвовал в подготовке к печати «Словаря украинского языка» под редакцией Бориса Гринченко и других словарей, в выработке норм украинского правописания. Житецкому принадлежит труд «О переводах Евангелия на малороссийский язык» (1905), которым он заложил основы теории и практики украинского перевода. «Филология – это цветок, который сам для себя пахнет, а цветет, укрытый в гуще», – любил повторять ученый.
Павел Игнатьевич на протяжении четверти века дружил с Иваном Франко, с которым познакомился в 1885 году, когда он впервые приехал в Киев. Уже весной 1886, когда Иван Франко женился на свадебном обеде старостой был не кто иной, как оратор Павел Житецкий. Стоит заметить, что личная жизнь Житецкого было гораздо удачнее чем у его собрата.
Нелегкой была судьба у ученого. Он пережил смерть двух своих сыновей – младшего Богдана летом 1899 и через 5 лет – Тараса, который умер у него на глазах… Последние два года своей жизни Павел Игнатьевич провел в постели. После перенесенного в мае 1909 года инсульта он полностью потерял подвижность, хотя был при ясном уме и неповрежденной способности видеть и говорить. 18 марта 1911 года он умер. Хоронили выдающегося ученого на Байковом кладбище. От имени интеллигенции города прощальное слово произнесла Елена Пчилка.
84 года со дня рождения Грейс Бамбри (1937), американской певицы негритянского происхождения (сопрано, меццо-сопрано), звезды мировой оперы.
Она была первой темнокожей певицей, выступившей в 1961 году на престижной сцене вагнеровского Байройтского фестиваля. Грейс Бамбри родилась в небогатой семье в Сент-Луисе, Миссури.
Ее отец был железнодорожником, мать преподавала в школе. Грейс окончила высшую школу Чарльза Самнера в Миссисипи – первое заведение подобного рода в штате для темнокожих.
В 17 она выиграла первый конкурс на радио, но в местную консерваторию ее не приняли из-за цвета кожи. Тем не менее, организаторы конкурса помогли талантливой девушке поступить в Бостонский университет. Впоследствии она училась в Северо-Западной академии и в Западной академии музыки в Санта-Барбаре. В 1958 году Бамбри стала победительницей конкурса Национального совета по прослушиванию Метрополитен-опера. Оперный дебют Бамбри состоялся в 1960 году, когда она с огромным успехом исполнила партию Амнерис в Парижской опере, с тех пор же начала петь в Базельской опере. Международную славу обрела в 1961 году (24-летней), когда исполнила партию Венеры на Байройтском фестивале, став, таким образом, первой темнокожей певицей, которая приняла в нем участие.
В 1963 году впервые выступила в Королевской опере в Ковент-Гардене, в 1964 году – в Ла-Скала, в 1965 году – в Метрополитен-опера. Сначала исполняла только роли меццо-сопрано, но к середине 1970-х годов расширила репертуар на сопрано (ее дебют как сопрано состоялся в 1964 году на сцене Венской оперы). По приглашению Жаклин Кеннеди пела в Белом Доме (пела она и в 1981 году на инаугурации Рональда Рейгана).
Начиная с 1980-х годов выступала преимущественно в Европе, на протяжении многих лет подряд жила в Швейцарии, сейчас живет в Зальцбурге. В середине 1990-х годов она создала собственный ансамбль, исполнявший народные афроамериканские песни. Ушла из оперной сцены в 1997 году, занималась преподавательской деятельностью, участвовала в жюри различных музыкальных конкурсов. В 2001-2002 годах дала серию концертов, в 2013 году вернулась на оперную сцену, исполнив партию графини в «Пиковой даме» на сцене Венской оперы. Певица имеет множество наград, в том числе и премию ЮНЕСКО, премию Центра Кеннеди за вклад в исполнительское искусство.
Годовщина смерти:
День памяти Николая Макаренко (1877-1938), известного украинского искусствоведа и археолога.
Окончил Петербургский археологический институт, в 1902-1919 годах работал в Эрмитаже. В это время проводил археологические исследования на Левобережной и Слободской Украине (в частности городищ Роменского типа) и в России, исследовал старую украинскую архитектуру и книжную графику эпохи барокко.
В 1920 году переехал в Киев, возглавлял Музей искусств УАН, параллельно работал в Археологической секции ВУАН и Всеукраинском археологическом комитете (1920-1933). Как его сотрудник совершил археологические исследования памятников разных эпох, от неолита до времен Киевской Руси.
Автор работ: «Художественные сокровища Эрмитажа» (1916), «Орнаментация украинской книги XVI-XVII вв.» (1926), «У черниговского Спаса» (1928), «Мариупольский могильник» и др. За мужественные выступления против уничтожения древних церковных сооружений, в частности Михайловского Златоверхого собора в Киеве (был единственным из всех украинских ученых, кто отказался подписывать акт на его снос), в 1934 году был репрессирован. Расстрелян в 1938 году. Память об ученом увековечена в Киеве его бюстом, вмонтированным в стену отстроенного Михайловского собора.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3164147-4-anvara-pamatnye-daty.html