Современники, свидетели сценических триумфов гениальной украинской актрисы, не скупились на восторженные отзывы и всевозможные комплименты этой удивительной женщине.
Ее сравнивали то с Элеонорой Дузе, то с Сарой Бернар, то с Марией Ермоловой. Истина же заключалась в том, что она не была похожа ни на одну из этих актрис – она была Марией Заньковецкой.
Панас Саксаганский заметил: «Она могла затопить театр слезами» – и это была чистая правда – во время игры Заньковецкой некоторые слишком чувствительные зрители действительно теряли сознание. Ее коронными ролями были Наталка в «Наталке-Полтавке» Котляревского, Харитына и София в «Наймичке» и «Бесталанной» Карпенко-Карого, Одарка и Елена в «Дай сердцу волю, заведет в неволю» и «Мироед, или паук» Кропивницкого, Аза и Цвиркунка в «Цыганке Азе» и «Черноморцах» Старицкого.
Заньковецкая никогда специально не училась актерскому мастерству, и какой-то экстраординарной внешности тоже не имела. Просто, как сказал один из критиков, «…Господь наградил ее колоссальной интуицией и уникальным драматическим темпераментом».
Она не составляла партитуры ролей, а как будто сердцем понимала сущность своих героинь – и без уловок – начинала жить их жизнью. Актриса осталась равнодушной к классическому театральному репертуару – не сыграла ни античных трагиков, ни Шекспира, или Мольера. Неудобно чувствовала себя в романтических ролях. Именно поэтому и отказалась от предложения перейти на помпезную императорскую сцену, хотя это и сулило ей немало благ… Любовью всей ее жизни был Николай Садовский, с которым она дебютировала в октябре 1882 года в «Наталке Полтавке» на елизаветградской сцене.
Но еще большей любовью был театр, которому она посвятила всю себя без остатка.
Даты дня:
142 года назад родился Антон Крушельницкий (1878-1937), украинский писатель, критик, журналист, переводчик, педагог, общественно-культурный деятель.
В 1919 году был министром образования УНР. Литературную деятельность начал еще в конце XIX в.: писал пьесы, новеллы, рассказы, повести. Его пьесу «Народники» высоко оценил Иван Франко, отметив, что автор «запустил глубоко зонд в бездну человеческой бесхарактерности, фарисейства и подлости, иллюстрировал ее почти всеми типами, выведенными в комедии, иллюстрировал её основательно и всесторонне… Страшно делается за человека, за его народную душу, за его будущее».
За просоветскую деятельность в 1932 году Крушельницкий был выслан из Львова на Советскую Украину польським правительством. А уже через два года был арестован органами госбезопасности НКВД УССР в Харькове. В постановлении оперуполномоченного ІІ отдела СПБ УГБ по Харьковской области Бордона утверждалось: «Крушельницкий Антон Владиславович является одним из руководителей созданного на Украине центра ОУН, который ставит своей целью свержение Советской власти в СССР и подготовке террористических актов против представителей партии и правительства».
Под прессом морального давления и физических пыток писатель «признал» себя виновным. Даже обратился с заявлением «В суд при НКВД УССР», в котором просил дать ему возможность посвятить остаток своих сил «строительству социализма и бесклассового общества». Через год его дело рассматривалось выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР под председательством Ульриха. Приговор был не очень строгий: 10 лет каторги и конфискация имущества.
Ссылку Крушельницкий отбывал на Соловках. Там был и расстрелян. Реабилитирован посмертно. Репрессированы били и жена писателя Мария Степановна (актриса и писательница) сыновья Иван (талантливый писатель, искусствовед и график), Тарас (писатель), Богдан (экономист), Остап (исследователь киноискусства) и дочь Владимира (врач-дерматолог) были расстреляны в 1934 и 1937 годах.
119 лет со дня рождения Луи Армстронга (1901-1971), самого известного американского джазового трубача, вокалиста, организатора первых джаз-ансамблей. Создал исполнительский стиль, который отмечается импровизационной свободой трактовки популярных мелодий, основанных на джазовых и блюзовых традициях.
Оказал влияние, наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Майлсом Дэвисом и Джоном Колтрейном, на дальнейшее развитие джаза и немало сделал для его популяризации в мире. Госдеп США даже присвоил ему неофициальный титул «Посла джаза».
В середине 50-х годов прошлого века Армстронг был одним из самых известных музыкантов и шоуменов мира, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Свою звездную музыкальную карьеру Армстронг начинал со столицы джаза Нового Орлеана, где он собственно (так же как и джаз) родился (отец – батрак, мать – проститутка), затем перебрался в Нью-Йорк, много выступал в Европе, в частности во Франции на Лазурном берегу. Он играл все что угодно, был непревзойденным в свинге, но не брался за бибоп, считая его «китайской грамотой». В 1958 году Армстронг посетил нью-йоркскую студию Радио Свобода.
Во время общения он поинтересовался, есть ли в Советском Союзе музыкальные кинокомедии или мюзиклы. Ему поставили пластинку фирмы «Мелодия», где Людмила Гурченко исполняла песню «Пять минут» из комедии «Карнавальная ночь». Армстронг сразу же взял свою трубу, с которой почти никогда не расставался и начал лихо импровизировать, подыгрывая мелодии.
В начале 2000-х годов был издан компакт-диск с записями американских джазменов играющих «советский» джаз. Есть там и эта уникальная запись.
89 лет со дня рождения Эдуарда Митницкого (1931-2018), известного украинского театрального режиссера, художественного руководителя Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, педагога.
Эдуард Митницкий принадлежал к редкой породе тех режиссеров, которые очень деликатно, можно сказать филигранно, по-новому раскрывают талант актера.
Диктаторские замашки, психологическое давление и террор – это не про него. Он был учитель, наставник.
Именно в спектаклях Митницкого с неожиданной стороны показали себя Ада Роговцева, Ксения Николаева, Валерия Заклунная, Юрий Мажуга, Владимир Горянский и многие другие актеры. Он воспитал таких режиссеров как Дмитрий Богомазов, Юрий Одинокий, Дмитрий Лазорко, Алексей Лисовец.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3074999-4-avgusta-pamatnye-daty.html