День отмечается по инициативе ООН, соответствующая резолюция которой была принята 12 апреля 2018 года.
Соавторами документа выступили 56 стран мира. В конце концов, Генассамблея ООН, подтверждая уникальность, древнюю историю и многофункциональность велосипеда, поддержала эту идею.
Как известно велосипед является простым, недорогим, надежным, экологически чистым и приемлемым видом транспорта, использование которого способствует бережному отношению к окружающей среде и поддержанию здоровья.
Исходя из этого, ООН призвала государства-члены принимать во внимание передовую практику и средства для пропаганды пользы велосипеда среди всех членов общества и в связи с этим приветствует инициативы по организации велопробегов на национальном и местном уровнях в качестве средства улучшения физического и психического здоровья, а также формированию в обществе культуры езды на велосипеде.
Как отмечают в ООН, пандемия COVID-19 заставила многие города мира переосмыслить свои транспортные системы, ведь потребности людей, которые ходят пешком и ездят на велосипеде являются важной частью решения проблемы мобильности.
Кроме того, это помогает городам устранить связь между ростом населения и увеличением выбросов, а также улучшить качество воздуха и безопасность дорожного движения.
События дня:
В этот день, в 1980 году, был создан Карпатский национальный природный парк – первый и один из крупнейших в Украине национальных природных парков.
Карпатский национальный парк был создан с целью сохранения уникальных для Центральной Европы природных ландшафтов, обладающих богатым генофондом, наличием редких пралесовых экосистем и значительным рекреационным потенциалом.
Еще в 1921 году в рамках его нынешней территории на площади 447 га был создан резерват для охраны Черногорских лесов.
Часть нынешней территории парка с 1968 по 1980 год была в составе Карпатского государственного заповедника, от которого при создании парка были отделены Говерлянское и Высокогорное лесничества. Парк расположен в наиболее высоком и интересном в географическом отношении секторе Черногорского и Горганского массивов.
Основная часть его территории охватывает верховья реки Прут и ее притоков, остальные – в бассейне Черного Черемоша. Площадь парка составляет более 50 тыс. гектаров, из них в постоянном пользовании – почти 38 тыс. гектаров.
Его территория простирается на 55 км с севера на юг и на 20 км с запада на восток.
Большинство территории парка расположена в пределах абсолютных высот – 500-2000 м над уровнем моря.
Самая высокая точка Украины – вершина горы Говерла (2061 м над уровнем моря) – расположена в пределах парка.
Даты дня:
115 лет со дня рождения Жозефины Бейкер (Фрида Джозефин Макдональд; 1906-1975), американо-французской эстрадной певицы и танцовщицы, легендарной звезды варьете.
Эрнест Хемингуэй назвал ее «одной из самых сенсационных женщин, которых он встречал в своей жизни», а встречал он, стоит заметить, многих и очень разных. Она очаровывала всех – политиков, банкиров, художников, спортсменов, диктаторов, королей, проходимцев всех мастей по обе стороны Атлантики – равнодушных не было.
Среди поклонниц ее таланта были и представительницы слабого пола – Бейкер дружила с такими разными по характеру женщинами как Грейс Келли и Фрида Кало.
Родилась будущая звезда в американском Сент-Луисе (штат Миссури). Отец – музыкант еврейского происхождения, достаточно скоро бросил семью, мать – афроамериканка. Маленькой девочкой Жозефина стала свидетелем расистской резни в родном городе, поэтому до конца жизни была борцом за расовое равноправие.
На протяжении жизни она усыновила 12 сирот с разным цветом кожи. В 13 лет ее выдали замуж, тогда она начала и свои первые выступления – хористкой, танцовщицей в американских клубах. Брак длился несколько недель, а затем Жозефина вышла замуж за молодого проводника американской железной дороги и взяла его фамилию – Бейкер.
В октябре 1925 года состоялся дебют американки в Париже, в театре на Елисейских полях. Парижане впервые увидели в ее исполнении танец чарльстон. Бейкер сочетала в себе дикость полуголой представительницы банановой республики с французской элегантностью и изысканностью. Эпатажные костюмы и чрезвычайно раскованное поведение на сцене в сочетании с артистизмом высшего сорта открыли ей путь на ведущие эстрадные площадки Европы.
В Вене, Праге, Будапеште, Мюнхене ее выступления были запрещены из-за чрезвычайно эпатажных костюмов, что еще больше подогревало интерес к артистке. Чего только стоит «банановая» юбочка, или другой сценический наряд – вернее почти полное его отсутствие: длинный ряд жемчуга на голом теле «эбеновой Венеры» и куча перьев на голове. Немецкие нудисты сходили с ума от Жозефины Байкер и даже предлагали ей возглавить их движение, но танцовщица вежливо отказалась – обнаженности ей хватало на сцене, а в жизни она предпочитала изысканный наряд от ведущих парижских кутюрье.
Любила она также и ценные украшения – колье, ожерелья, перстни, кольца, браслеты. Благодаря бешеной славе и большим гонорарам она могла позволить себе почти все, а что не могла, то ей дарили состоятельные поклонники, которых всегда хватало – даже накануне 70-летия.
Во время Второй мировой войны Жозефина Бейкер находилась то во Франции, то в Северной Африке, работая на движение Сопротивления и французскую разведку. Впоследствии она стала кавалером высшей награды Франции – ордена Почетного легиона. Она стала первой американкой, похороненной во Франции с военными почестями.
***
95 лет со дня рождения Аллена Гинзберга (1926-1997), американского поэта, одного из основоположников и выразителей движения «битников», или «разбитого поколения» (вместе с Джеком Керуаком и Уильямом Берроузом), которое пришло на смену «потерянному поколению» Хемингуэя.
Гинзберг был певцом поколения середины 50-х – 60-х годов – это было время хиппи, сексуальной революции, наркотиков, первых грандиозных рок-фестивалей, мощной волны интереса к восточным учениям, в частности к буддизму, войны во Вьетнаме, протестного движения.
Аллен Гинзберг даже подписывался под письмом против заключения советских диссидентов, а в самих США его неоднократно задерживала полиция: то за осаду Пентагона, то еще за какие-то акции. Впрочем, это не помешало ему выступать с лекциями в ведущих вузах мира, дать множество интервью, стать героем тысяч статей и нескольких десятков документальных фильмов и еще при жизни стать фигурой легендарной и культовой.
Американские критики величали его «Уолт Уитмен ХХ века», а он называл себя «стенографистом собственных мозгов». Автор поэм «Крик», «Кеддиш», сборников «Сгустки реальности», «Планета новостей», «Дыхание души», «Плутониевая ода». Интересно, что отец Аллена Гинзберга был выходцем из Львова, а мать – из Витебска. В начале века они оба эмигрировали в США, спасаясь от погромов и в поисках лучшей жизни.
93 года со дня рождения Константина Степанкова (1928-2004), украинского актера, педагога, народного артиста (и Украины, и бывшего Союза), первого лауреата премии им. Леонида Быкова, лауреата Национальной премии Украины им. А. Довженко.
Снялся в фильмах: «Каменный крест», «Белая птица с черной отметиной», «Дума о Ковпаке», «Вавилон-ХХ», «Комиссары», «Захар Беркут», «Гадюка» и др.
Об актерской профессии Степанков даже и не думал.
Родился в Хмельницком в семье священника, который был репрессирован, а затем и расстрелян. Детство было тяжелое.
После войны юноша поступил в Уманский сельскохозяйственный институт (факультет плодово-ягодной технологии). Хорошо учился, занимался самодеятельностью, организовал драмкружок.
Как вспоминал впоследствии актер, поворот на 180 градусов произошел 1948 году, когда в Умань на гастроли приехал театр им. Ивана Франко со своим звездным составом: Бучма, Ужвий, Добровольский, Милютенко, Яковченко.
Студенты показали корифеям капустник. Понравился Степанков. Амвросий Бучма пригласил талантливого парня в театральный институт – на свой курс. Так и началась актерская карьера Константина Степанкова.
Годовщина смерти:
146 лет со дня смерти Жоржа Бизе (1838-1875), французского композитора.
Самым известным произведением Бизе является опера «Кармен». Ее премьера (1875 год, парижский театр «Опера комик») отметилась грандиозным скандалом: публика была шокирована содержанием, опера была признана аморальной, музыка уродливой.
Тогдашняя пресса печатала статьи, где спектакль называли «социальной свалкой». В конце концов, «Кармен» надолго исчезла из репертуара французских театров.
Автор не дожил до ее возобновления: через три месяца после премьеры, Бизе умер.
Незадолго до смерти композитор заключил соглашение на постановку «Кармен» в Венской государственной опере. В Вене опера пользовалась большим успехом у публики, а также заслужила положительные отзывы композиторов, в частности Рихарда Вагнера и Иоганнеса Брамса. Последний слушал ее 20 раз и говорил, что он «пошел бы на край света, чтобы обныть Бизе».
После венского триумфа «Кармен» начала стремительно набирать популярность во всем мире. Сейчас «Кармен» является одной из самых популярных опер в мире. Ее исполняют почти на всех оперных сценах мира, в том числе и в украинских оперных театрах.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3257273-3-iuna-pamatnye-daty.html