
Успение – один из древнейших и величайших христианских праздников и посвящен он Богородице – Матери Иисуса Христа. Этот день еще называют Богородичной Пасхой, или «летней Пасхой» и ему предшествует строгий двухнедельный пост. Как всеобщий праздник установлен с 582 года.
Церковь называет смерть Богородицы сном, успением, потому что Она первой среди людей стала бессмертной и душой, и телом. Согласно церковному преданию, после вознесения Иисуса Христа Богоматерь жила в доме апостола Иоанна Богослова, как и повелел Иисус.
Она разделяла с апостолами их ежедневную работу в проповеди христианства, постоянно молилась и горячо стремилась находиться со Своим Сыном. О приближении кончины Ей возвестил за 3 дня до этого события архангел Гавриил.
После успения Богородицы апостолы чудесным образом собрались в Иерусалиме для Ее погребения. Отсутствовал только апостол Фома. Когда же он попал в Иерусалим и выразил желание попрощаться с телом Девы Марии, пещера, где она была похоронена, оказалась пустой – Богородицу воскресил Христос и вознес на небо.
Смысл этого праздника заключается в том, что Богоматерь, находясь рядом с Христом на небе, не оставляет живых на земле христиан, непрерывно молясь за них и за весь мир.
Во многих храмах существует традиция совершения обряда погребения Плащаницы Богородицы, когда для поклонения верующим выносится Плащаница – икона на украшенной полотняной основе, на которой изображена Богородица, которая лежит в гробу. С особыми песнопениями Плащаницу обносят вокруг храма крестным ходом.
Для украинцев Богородица издавна была Первой заступницей и Помощницей, Пречистой Владычицей.
Именно к ней обращались при любой необходимости, особенно в ситуации полной безысходности – особенно украинские женщины и монахи. Богородице посвящали иконы, строили в ее честь храмы.
Стоит напомнить, что три крупнейшие православные святыни Украины – Киевская, Почаевская и Святогорская лавры посвящены Успению Пресвятой Богородицы, а потому сегодня у них храмовый праздник, своеобразный День Ангела.
События дня:
В этот день в 1665 году под Богуславом, гетманом Правобережной Украины провозглашено Петра Дорошенко – одного из выдающихся борцов за независимость и целостность украинских земель.
Его соперниками были овруческий полковник Децик и медведевский сотник Опара.
В 1667 году, не в состоянии овладеть казацкой Украиной, правящие круги России и Польши договорились о ее разделении между собой по Днепру.
В письме к российскому послу Василию Тяпкину от 11 января 1668 гетман Петр Дорошенко возмущался, что московиты «недавно вчинили договір з поляками на нашу згубу; розірвали надвоє, і обидва монархи умовились між собою, що будуть нас викоріняти!.. Ви звикли вважати нас за якусь безсловесну худобу, без нас вирішили, які міста залишити під собою, а які уступити…» 8 июня 1668 года Дорошенко был провозглашен гетманом Украины по обе стороны Днепра.
Став гетманом, он повел упорную борьбу за воссоединение Правобережной и Левобережной Украины. Дальнейшие планы Дорошенко объединить обе части Украины под властью одного гетмана встретили сопротивление гетмана Ивана Самойловича.
Петр Дорошенко стал гетманом в критической ситуации, когда Украина, после тщетных попыток Ивана Выговского и Юрия Хмельницкого сохранить остатки государственного гетманского устройства и целостности украинской территории, оказалась в водовороте спровоцированного польским и московским правительствами противостояния правобережной и левобережной старшины. В ходе многолетней войны между Украиной, Польшей и Турцией Дорошенко разочаровался и разуверился в дальнейшей борьбе, а впоследствии отрекся от булавы.
100 лет назад, в 1920 году, началась героическая оборона города Замостье от большевиков Армией УНР. Как известно, в ходе советско-польской войны войско большевистской России развернуло наступление на Польшу.
В начале августа Западный фронт большевиков под командованием Михаила Тухачевского вышел под Варшаву.
Юго-Западный фронт, ядром которого была конная армия Семена Буденного, стремительно продвигался на Львов. Впоследствии большевики поняли, что им трудно вести наступление одновременно на Варшаву и Львов, и приказали перебросили конную армию Буденного на варшавское направление.
Буденовцы должны были двигаться через городок Замостье. Именно здесь 6-сечевая дивизия армии УНР под командованием генерала Марка Безручко и польские подразделения остановили и не дали возможности большевистской армии идти на польскую столицу, что имело важное стратегическое значение для удачного контрнаступления польско-украинских войск по всей линии фронта осенью 1920 года.
Общая численность украинско-польских сил в Замостье составляла около 3400 бойцов при 12 орудиях и 40 пулеметах. Им противостояли 13 тыс. большевиков при 72 орудиях и почти 400 пулеметах.
В течение двух суток гарнизон давал отпор всем атакам врага и делал успешные ночные вылазки. Здесь, под Замостьем, в урочище Комаров состоялась и самая большая битва кавалерии ХХ века. В конце концов, понеся многочисленные потери и не завоевав города, 31 августа конная армия Буденного прекратила осаду Замостья и начала отступление из-за приближения с юга и севера польских войск. Эта задержка большевиков стала роковой и переломила ход советско-польской войны.
***
28 августа 1921 года Киевская губернская ЧК рассмотрела дело по обвинению в участии в украинском повстанческом комитете участников городской военной организации Сечевых стрельцов и боевой группы атамана Бесарабенка в государственном преступлении – попытке свержения советской власти с целью возобновления УНР и содействии установлению власти государств Антанты над Украиной.
За организацию повстанческой деятельности к высшей мере наказания были приговорены 35 человек; еще 9 были осуждены в лагеря.
Среди расстрелянных ЧК были и известный украинский военный и политический деятель, сотник Сечевых Стрельцов Иван Андрух и Григорий Чупринка, украинский поэт, политик, борец за независимость Украины.
Фамилию Чупрынки впоследствии взял как подпольный псевдоним генерал-хорунжий УПА Роман Шухевич («Тарас Чупринка»). Таким образом, репрессии большевиков против украинского национального освободительного движения начались еще в начале 20-х и продолжались, по большому счету, до конца века, до распада СССР.
Даты дня:
Вважається засновником сучасної німецької літератури, лідер романтичного руху «Буря і натиск». У галузі ботаніки вважається засновником порівняльної морфології рослин. Його роботи містять епічні та ліричні вірші, написані в різних стилях: прозу та віршові драми, мемуари, автобіографію, літературну та естетичну критику, трактати з ботаніки, анатомії, чотири романи. Крім того, відомі численні літературні та наукові фрагменти, понад 10000 листів і близько 3000 малюнків.
(Вікіпедія)
271 год со дня рождения Иоганна-Вольфганга Гете (1749-1832), немецкого писателя, основоположника немецкой литературы нового времени, мыслителя и естествоиспытателя.
***
187 лет со дня рождения Эдварда Берн-Джонса (1833-1898), известного английского рисовальщика и живописца, представителя школы прерафаэлитов. Автор картин «Любовь среди руин», иллюстраций к книге «Произведения Джеффри Чосера», картонов для церковных витражей, гобеленов, мозаики.
(Вікіпедія)
Родился в Бирмингеме в семье резчика, с детства любил рисовать карикатуры, но о специальных занятия искусством парень не думал.
В бирмингемской школе короля Эдуарда ІV, куда он поступил 11-летним, увлекался классической литературой и мифологией.
После окончания школы учился в Оксфордском университете, родители хотели, чтобы он получил теологическое образование. Там Эдвард довольно быстро подружился с будущим художником, писателем, реформатором прикладного искусства и художественной промышленности – Уильямом Моррисом. Оба увлеклись идеями прерафаэлитов и решили вместо теологии посвятить жизнь искусству.
Оставив университет, молодые люди перебрались в Лондон, где стали учениками одного из основателей «Братства прерафаэлитов» Данте Габриэля Россетти. От учителя Эдвард Берн-Джонс воспринял общую романтическую концепцию искусства, круг сюжетов и образов, связанных с легендами раннего средневековья, мифологией, а также характерный, россеттиевський тип женщины: меланхолической, отчужденной, с удлиненными пропорциями и гибкими движениями, и особенности колорита – чистого и звучащего.
Берн-Джонс был человеком чрезвычайно трудолюбивым, серьезным, скромным и независимым. С безразличием относился к нападкам критиков в первые годы своей работы, и с таким же безразличием, когда слава и признание почти рухнули на него (довольно неожиданно) после одной из выставок в 1877 году.
Умер Эдвард Берн-Джонс в 65 лет в Лондоне от последствий инфлюэнцы. Лучшее собрание произведений мастера находится в его родном Бирмингеме, рисунки и эскизы – в Британском музее.
Несмотря на слабые стороны его искусства, особенно заметные настоящему зрителю: сентиментальность, пассивность, однообразие женских образов, манерность грации некоторых фигур и др., – оно все же не утратило своего очарования. Картины Эдварда Берн-Джонса – особый, идеальный мир, напоминающий о сказочных снах или странных видениях. В одном из писем он сам писал об этом так: «Я понимаю под картиной красивый романтический сон о чем-то, чего никогда не было и не будет».
Годовщина смерти:
В этот день в 1952 году в ссылке в российской Сибири (с. Харьск Томской обл.) Отошла в лучший мир Лаврентия Герасимов (крестное имя Левкадия; 1911-1952), монахиня Украинской греко-католической церкви из Конгрегации Св. Иосифа, блаженнопреподобномученица, одна из сотен тысяч пострадавших за веру во время сталинского террора. Родилась Левкадия на Львовщине. Отец хозяйничал, мать была сельской акушеркой.
(oleg-leusenko.livejournal.com)
В семье было шестеро детей. Монахиней стала в 1933 году.
В 1950 арестована «освободителями» – солдатами НКВД и вывезена в г. Борислав, а оттуда в Томск. В Сибирь его этапировали тяжело больной туберкулезом, прикованной к постели (везли, конечно, в товарняке). По приезде пришлось жить в нечеловеческих условиях, терпеть немало унижений, горя и зла, но от Бога и родной веры не отреклась. Только одна репрессированная российская семья согласилась взять на квартиру больную тяжелой формой туберкулеза монахиню.
Жили все в одной маленькой комнатке, к тому же, сам хозяин тоже был парализован. Даже в таких условиях сестра Лаврентия пыталась что-то делать – чтобы хоть как-то помочь, она, лежачая больная, производила бумажные цветы…
Всегда была доброжелательной и чуткой к другим, никто никогда не слышал от нее жалоб. Только всем сердцем верила, что когда-то Украина будет свободной, так же, как будут свободными и те, кто исповедует запрещенную «советами» греко-католическую веру.
Обряд беатификации сестры Лаврентии состоялся 27 июня 2001 года во Львове во время Святой Литургии в византийском обряде с участием папы Иоанна II. Мощи святых сестер Лаврентии и Олимпии были перевезены из Сибири в 2005 году и сейчас находятся в часовне монастыря св. Иосифа.
/www.ukrinform.ru/rubric-society/3088451-28-avgusta-pamatnye-daty.html