День 27 октября. Памятные даты и события

Сегодня очередная трагическая годовщина начала расстрелов украинской культурной, научной и политической элиты в карельском урочище Сандармох — тех, кого называют «Расстрелянным возрождением».

27 октября. Памятные даты

Урочище Сандармох стало одним из печальных символов Большого террора. Наибольшую группу заключенных — 1111 человек — расстреляли с 27 октября по 4 ноября 1937 года. Среди обреченных на смерть граждан СССР были и 290 украинцев. Наибольшее количество расстрелов выпало на первые дни ноября. 3 ноября было расстреляно 134 человека, все, как отмечалось в «расстрельных списках» — «украинские буржуазные националисты». Таким образом, только за один день пал весь цвет украинской нации

Каждый из погибших был не только выдающимся специалистом в своей области, но и выдающейся личностью, фигурой «ренессансных» масштабов.

Среди них — основатель нового украинского театра Лесь Курбас; один из самых талантливых украинских прозаиков — Валерьян Пидмогильный; Николай Кулиш — драматург, общественный и образовательный деятель, газетчик, редактор; Николай Зеров — лидер «неоклассиков», чрезвычайно тонкий ученый, поэт, переводчик западноевропейской и античной литературы; Матвей Яворский — историк, политический деятель, академик ВУАН; Владимир Чеховский — украинский политик, общественный деятель, премьер-министр УНР, один из основателей УАПЦ и многие другие.

Все были молоды, в расцвете сил, в основном 36-50-ти лет. Их оборванные жизни — не только на совести капитана Матвеева, непосредственного исполнителя расстрелов (кстати, впоследствии также репрессированного), но и на совести тогдашнего руководства СССР и непосредственно Сталина, ведь именно он был одним из главных инициаторов уничтожения Украины — Украины думающей, творческой, сильной. Ему нужна была слабая безвольный республика с переломанным позвоночником — немощный паралитик, целиком и полностью зависимый от воли и капризов «хозяина», ведь именно в таких условиях и может существовать тоталитаризм.

Первые репрессии начались еще в 20-х годах, но своего апогея, невиданного и неслыханного размаха достигли в 30-х годах. Украина была почти уничтожена — ни элиты, ни крестьянства. Остались кучка запуганной интеллигенции, которая напряженно прислушивалась к каждому ночному шороху, держа на случай ареста мешок с сухарями, и покорное крестьянство, загнанное Голодомором в колхозы.

Сандармох — лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия (площадь около 10 гектаров) стало братской могилой для почти 7 тыс. расстрелянных в 30-х годах органами НКВД людей 60 национальностей. Среди жертв — преимущественно спецпоселенцы и заключенные с Беломорско-Балтийского канала и Соловецких лагерей системы ГУЛАГ СССР, а также жители окрестных сел.

Место массовых казней людей нашли общественные активисты в июле 1997 года. 27 октября 1997 года, в 60-ю годовщину преступления сталинистов, в Сандармохе впервые провели Дни памяти. В них участвовала небольшая делегация из Украины, в составе которой были Евгений Сверстюк, Иван Драч, Лариса и Татьяна Крушельницкие. Тогда же был установлен деревянный украинский крест.

В 2004 году общество украинской культуры «Калина» за счет мирового украинства построило гранитный казацкий крест «Убиенным сыновьям Украины» (авторы Николай Малышко и Назар Билык).

Конечно, все расстрелянные были впоследствии реабилитированы, однако их отсутствие, «вырванность» (первоначально физическое уничтожение, а затем многолетнее замалчивание, запрет даже на упоминание их имен) из исторического контекста жизни страны и народа, Украина испытывает до сих пор — это страшная и непоправимая потеря.

***

Сегодня же, по инициативе ЮНЕСКО, отмечается Всемирный день аудиовизуального наследия. Впервые День аудиовизуального наследия отмечался в 2007 году, а провозглашен был на тридцать третьей сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2005.

 

По данным ЮНЕСКО, в общем потоке информации, поступающей всеми существующими коммуникационными каналами, доля изобразительной, изобразительно-звуковой и звуковой информации составляет около 80%.

Сейчас наблюдается устойчивая тенденция к постепенному увеличению ее объемов, возрастает роль и значение аудиовизуальных документов как научных источников. Преодолевая языковые и культурные границы, аккумулированные в аудиовизуальных документах знания стали неотъемлемой частью современного информационного общества.

Вместе с тем, всемирное аудиовизуальное наследие, которое объединяет аудио- и видеозаписи, чрезвычайно уязвимо и может быть повреждено или полностью утрачено вследствие небрежного отношения, естественного разрушения, технологического старения, а также умышленного уничтожения. В связи с этим ЮНЕСКО поставила перед собой задачу привлечь внимание общественности к важности сохранения данных материалов с помощью Всемирного дня аудиовизуального наследия.

Аудиовизуальные архивы — это банк коллективной памяти человечества, который сохраняется многочисленными государственными и частными структурами. Эти архивы, особенно находящиеся в периферийных районах, остро нуждаются в сохранении.

Даты  дня:

101 год со дня рождения Ивана Лысяка-Рудницкого (1919-1984), историка, политолога, публициста.

Иван Лысяк-Рудницкий происходил из одной из самых известных украинских интеллигентских семей.

 

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/Fm2D-6DyejKFQcZ4NzxsErsvBRSNzKJxlOJ4kKjAo285WALJV9nAgg-UMzFuP8pIIdEhmDuaZtPG9ZMwmnKw0jJb3eGjFw

(calendarium.com.ua/ivan_lysyakrudnitskii_1919)

Отец — Павел Лысяк, был известным адвокатом, редактором и сотрудником многих украинских изданий, послом в польский сейм от Украинского национально-демократического объединения в 1938-1939 гг.

Мать — Милена Рудницкая, была послом от УНДО в сейм (1928-1935), председателем Союза украинок во Львове (1928-1939) и Всемирного союза украинок (с 1934 года). После 1939 года, с началом Второй Мировой войны, Иван Лысяк-Рудницкий жил за границей. Учился на факультете внешних отношений Берлинского университета, защитил докторскую диссертацию в Карловом университете в Праге (1945). После войны переехал в Австрию, а в 1947 года — в Женеву.

В 1951-1971 годах проживал в США, а с 1971 года жил в Канаде, где получил должность профессора в Альбертском университете. Был членом НОШ и УВАН и одним из основателей Канадский институт украинских исследований при Альбертском университете.

Ивану Лысяку-Рудницкому принадлежат труды по истории Украины, украинской политической мысли XIX-XX вв. и теории нации: «Вклад Галичины в украинское освободительное движение», «Интеллектуальные начала новой Украины», «Против России или против советской системы», «Украина между Востоком и Западом».

***

Сегодня день рождения у Френсиса Фукуямы (1952), известного американского политолога и публициста, автора глобального бестселлера «Конец истории и последний человек».

С

тарший научный сотрудник Центра демократии, развития и верховенства права в Стэнфорде. Фукуяма приобрел мировую славу благодаря статье «Конец истории?», напечатанной в американском аналитическом журнале по военно-политической тематике National Interest в 1989 году, незадолго до падения Берлинской стены. В ней ученый высказал довольно смелое предположение, что либеральная демократия западного типа — единственная универсальная альтернатива поверженным режимам социализма.

Работа Фукуямы прозвучала своеобразным резюме, подвела черту под окончанием Холодной войны, победителем в которой оказался Запад. В 1992 году ученый издает книгу «Конец истории и последний человек», в которой провозглашает, что распространение либеральных демократий во всем мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества.

Конец истории по Фукуяме — это не завершение событийной истории, а только конец идеологического противостояния, революций, войн, конфликтов, а вместе с тем — конец философии и искусства. Книга была переведена более 20 языков мира и стала мировым бестселлером.

С тех пор произошло немало событий, которые якобы ставят под сомнение основные идеи Фукуямы, но ученый продолжает придерживаться концепции «конца истории», хотя некоторые его взгляды все же изменились. Фукуяма — один из тех мировых интеллектуалов, кто достаточно внимательно следит за событиями в Украине. «Сегодня Украина находится на передовой большой глобальной битвы за демократию и современное правительство. И если эту битву Украина выиграет — это станет примером для всего мира», — отметил Фукуяма.

Годовщина смерти:

День памяти Майка Йогансена (1895-1937), украинского поэта, прозаика, переводчика, журналиста, критика, одного из ярких представителей современного романтизма 20-х годов ХХ в., а также одного из основателей новой украинской (советской) литературы.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/uk/thumb/1/1d/Maik_Johansen.jpg/250px-Maik_Johansen.jpg

(Вікіпедія)

Юрий Лавриненко в книге «Расстрелянное возрождение» справедливо называет Йогансена ювелиром слова.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c9/%D0%99%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BA.JPG/274px-%D0%99%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BA.JPG

(Википедия)

Родился Майк Йохансен в Харькове. Отец был шведского рода, учительствовал (преподавал немецкий язык); дал сыну хорошее образование. Юноша окончил филологический факультет Харьковского университета (следует помнить, что в ту пору это был университет Потебни, который рассматривал уже само слово как поэтическое произведение), а затем — аспирантуру при кафедре языкознания этого же вуза.

Был человеком широко начитанным, знатоком нескольких западноевропейских языков, из которых дал ряд совершенных художественных переводов. Хорошо знал модерную западную литературу. Дружил с Василием Елланом, Николаем Хвылевым, Павлом Тычиной, Владимиром Сосюрой и другими молодыми харьковскими писателями. Вместе с ними творит первые манифесты «украинской пролетарской литературы», альманахи, первую организацию украинских пролетарских писателей «Гарт».

С 1925 года становится одним из соучредителей ВАПЛИТЕ, за деятельное участие в работе и изданиях которой позже тяжело расплатится. Печататься Йохансен начал в 1921 году, дебютировал как вполне сложившийся поэт. В прозе был интересным экспериментатором, мастером юмористического тонирования сюжета. Как литературный критик и как лингвист Йохансен присутствует во всех лучших журналах, альманахах и сборниках двадцатых годов.

Писатель имел огромный собственный словарь, которому мог равняться своим богатством разве только словарь Николая Бажана; был тонким мастером звукосочетаний, алетераций, словесной музыки. Сторонился политики, жил искусством, но, с другой стороны, любил спорт (теннис) и путешествия.

В 1937 году, во время тотального разгрома и уничтожения всего украинского, Йохансен был репрессирован и расстрелян советскими строителями светлого коммунистического будущего.

Собственную смерть художник предчувствовал — стихотворение «Я знаю: погибну…» было написано в 1920 году. Со смертью Йогансена Украина потеряла одного из блестящих переводчиков, писателей и интеллектуалов мирового уровня. Режиму нужны были «одописцы тирании» — безликие и послушные. Йохансен на эту роль не годился (был слишком самобытным) – если бы он выжил каким-то чудом в 30-х, все равно не смог бы жить как Тычина или Бажан — те были крепче.

 

www.ukrinform.ru/rubric-society/3124136-27-oktabra-pamatnye-daty.html

(Visited 8 times, 1 visits today)
Оставить комментарий


Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *