Урочище Сандармох стало одним из печальных символов Большого террора. Наибольшую группу заключенных – 1111 человек – расстреляли с 27 октября по 4 ноября 1937 года. Среди обреченных на смерть граждан СССР были и 290 украинцев. Наибольшее количество расстрелов выпало на первые дни ноября. 3 ноября было расстреляно 134 человека, все, как отмечалось в «расстрельных списках» – «украинские буржуазные националисты». Таким образом, только за один день пал весь цвет украинской нации
Каждый из погибших был не только выдающимся специалистом в своей области, но и выдающейся личностью, фигурой «ренессансных» масштабов.
Среди них – основатель нового украинского театра Лесь Курбас; один из самых талантливых украинских прозаиков – Валерьян Пидмогильный; Николай Кулиш – драматург, общественный и образовательный деятель, газетчик, редактор; Николай Зеров – лидер «неоклассиков», чрезвычайно тонкий ученый, поэт, переводчик западноевропейской и античной литературы; Матвей Яворский – историк, политический деятель, академик ВУАН; Владимир Чеховский – украинский политик, общественный деятель, премьер-министр УНР, один из основателей УАПЦ и многие другие.
Все были молоды, в расцвете сил, в основном 36-50-ти лет. Их оборванные жизни – не только на совести капитана Матвеева, непосредственного исполнителя расстрелов (кстати, впоследствии также репрессированного), но и на совести тогдашнего руководства СССР и непосредственно Сталина, ведь именно он был одним из главных инициаторов уничтожения Украины – Украины думающей, творческой, сильной. Ему нужна была слабая безвольный республика с переломанным позвоночником – немощный паралитик, целиком и полностью зависимый от воли и капризов «хозяина», ведь именно в таких условиях и может существовать тоталитаризм.
Первые репрессии начались еще в 20-х годах, но своего апогея, невиданного и неслыханного размаха достигли в 30-х годах. Украина была почти уничтожена – ни элиты, ни крестьянства. Остались кучка запуганной интеллигенции, которая напряженно прислушивалась к каждому ночному шороху, держа на случай ареста мешок с сухарями, и покорное крестьянство, загнанное Голодомором в колхозы.
Сандармох – лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия (площадь около 10 гектаров) стало братской могилой для почти 7 тыс. расстрелянных в 30-х годах органами НКВД людей 60 национальностей. Среди жертв – преимущественно спецпоселенцы и заключенные с Беломорско-Балтийского канала и Соловецких лагерей системы ГУЛАГ СССР, а также жители окрестных сел.
Место массовых казней людей нашли общественные активисты в июле 1997 года. 27 октября 1997 года, в 60-ю годовщину преступления сталинистов, в Сандармохе впервые провели Дни памяти. В них участвовала небольшая делегация из Украины, в составе которой были Евгений Сверстюк, Иван Драч, Лариса и Татьяна Крушельницкие. Тогда же был установлен деревянный украинский крест.
В 2004 году общество украинской культуры «Калина» за счет мирового украинства построило гранитный казацкий крест «Убиенным сыновьям Украины» (авторы Николай Малышко и Назар Билык).
Конечно, все расстрелянные были впоследствии реабилитированы, однако их отсутствие, «вырванность» (первоначально физическое уничтожение, а затем многолетнее замалчивание, запрет даже на упоминание их имен) из исторического контекста жизни страны и народа, Украина испытывает до сих пор – это страшная и непоправимая потеря.
Сегодня же, по инициативе ЮНЕСКО, отмечается Всемирный день аудиовизуального наследия. Впервые День аудиовизуального наследия отмечался в 2007 году, а провозглашен был на тридцать третьей сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2005.
По данным ЮНЕСКО, в общем потоке информации, поступающей всеми существующими коммуникационными каналами, доля изобразительной, изобразительно-звуковой и звуковой информации составляет около 80%.
Сейчас наблюдается устойчивая тенденция к постепенному увеличению ее объемов, возрастает роль и значение аудиовизуальных документов как научных источников. Преодолевая языковые и культурные границы, аккумулированные в аудиовизуальных документах знания стали неотъемлемой частью современного информационного общества.
Вместе с тем, всемирное аудиовизуальное наследие, которое объединяет аудио- и видеозаписи, чрезвычайно уязвимо и может быть повреждено или полностью утрачено вследствие небрежного отношения, естественного разрушения, технологического старения, а также умышленного уничтожения. В связи с этим ЮНЕСКО поставила перед собой задачу привлечь внимание общественности к важности сохранения данных материалов с помощью Всемирного дня аудиовизуального наследия.
Аудиовизуальные архивы – это банк коллективной памяти человечества, который сохраняется многочисленными государственными и частными структурами. Эти архивы, особенно находящиеся в периферийных районах, остро нуждаются в сохранении.
Даты дня:
101 год со дня рождения Ивана Лысяка-Рудницкого (1919-1984), историка, политолога, публициста.
Иван Лысяк-Рудницкий происходил из одной из самых известных украинских интеллигентских семей.
(calendarium.com.ua/ivan_lysyakrudnitskii_1919)
Отец – Павел Лысяк, был известным адвокатом, редактором и сотрудником многих украинских изданий, послом в польский сейм от Украинского национально-демократического объединения в 1938-1939 гг.
Мать – Милена Рудницкая, была послом от УНДО в сейм (1928-1935), председателем Союза украинок во Львове (1928-1939) и Всемирного союза украинок (с 1934 года). После 1939 года, с началом Второй Мировой войны, Иван Лысяк-Рудницкий жил за границей. Учился на факультете внешних отношений Берлинского университета, защитил докторскую диссертацию в Карловом университете в Праге (1945). После войны переехал в Австрию, а в 1947 года – в Женеву.
В 1951-1971 годах проживал в США, а с 1971 года жил в Канаде, где получил должность профессора в Альбертском университете. Был членом НОШ и УВАН и одним из основателей Канадский институт украинских исследований при Альбертском университете.
Ивану Лысяку-Рудницкому принадлежат труды по истории Украины, украинской политической мысли XIX-XX вв. и теории нации: «Вклад Галичины в украинское освободительное движение», «Интеллектуальные начала новой Украины», «Против России или против советской системы», «Украина между Востоком и Западом».
Сегодня день рождения у Френсиса Фукуямы (1952), известного американского политолога и публициста, автора глобального бестселлера «Конец истории и последний человек».
С
тарший научный сотрудник Центра демократии, развития и верховенства права в Стэнфорде. Фукуяма приобрел мировую славу благодаря статье «Конец истории?», напечатанной в американском аналитическом журнале по военно-политической тематике National Interest в 1989 году, незадолго до падения Берлинской стены. В ней ученый высказал довольно смелое предположение, что либеральная демократия западного типа – единственная универсальная альтернатива поверженным режимам социализма.
Работа Фукуямы прозвучала своеобразным резюме, подвела черту под окончанием Холодной войны, победителем в которой оказался Запад. В 1992 году ученый издает книгу «Конец истории и последний человек», в которой провозглашает, что распространение либеральных демократий во всем мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества.
Конец истории по Фукуяме – это не завершение событийной истории, а только конец идеологического противостояния, революций, войн, конфликтов, а вместе с тем – конец философии и искусства. Книга была переведена более 20 языков мира и стала мировым бестселлером.
С тех пор произошло немало событий, которые якобы ставят под сомнение основные идеи Фукуямы, но ученый продолжает придерживаться концепции «конца истории», хотя некоторые его взгляды все же изменились. Фукуяма – один из тех мировых интеллектуалов, кто достаточно внимательно следит за событиями в Украине. «Сегодня Украина находится на передовой большой глобальной битвы за демократию и современное правительство. И если эту битву Украина выиграет – это станет примером для всего мира», – отметил Фукуяма.
Годовщина смерти:
День памяти Майка Йогансена (1895-1937), украинского поэта, прозаика, переводчика, журналиста, критика, одного из ярких представителей современного романтизма 20-х годов ХХ в., а также одного из основателей новой украинской (советской) литературы.
(Вікіпедія)
Юрий Лавриненко в книге «Расстрелянное возрождение» справедливо называет Йогансена ювелиром слова.
(Википедия)
Родился Майк Йохансен в Харькове. Отец был шведского рода, учительствовал (преподавал немецкий язык); дал сыну хорошее образование. Юноша окончил филологический факультет Харьковского университета (следует помнить, что в ту пору это был университет Потебни, который рассматривал уже само слово как поэтическое произведение), а затем – аспирантуру при кафедре языкознания этого же вуза.
Был человеком широко начитанным, знатоком нескольких западноевропейских языков, из которых дал ряд совершенных художественных переводов. Хорошо знал модерную западную литературу. Дружил с Василием Елланом, Николаем Хвылевым, Павлом Тычиной, Владимиром Сосюрой и другими молодыми харьковскими писателями. Вместе с ними творит первые манифесты «украинской пролетарской литературы», альманахи, первую организацию украинских пролетарских писателей «Гарт».
С 1925 года становится одним из соучредителей ВАПЛИТЕ, за деятельное участие в работе и изданиях которой позже тяжело расплатится. Печататься Йохансен начал в 1921 году, дебютировал как вполне сложившийся поэт. В прозе был интересным экспериментатором, мастером юмористического тонирования сюжета. Как литературный критик и как лингвист Йохансен присутствует во всех лучших журналах, альманахах и сборниках двадцатых годов.
Писатель имел огромный собственный словарь, которому мог равняться своим богатством разве только словарь Николая Бажана; был тонким мастером звукосочетаний, алетераций, словесной музыки. Сторонился политики, жил искусством, но, с другой стороны, любил спорт (теннис) и путешествия.
В 1937 году, во время тотального разгрома и уничтожения всего украинского, Йохансен был репрессирован и расстрелян советскими строителями светлого коммунистического будущего.
Собственную смерть художник предчувствовал – стихотворение «Я знаю: погибну…» было написано в 1920 году. Со смертью Йогансена Украина потеряла одного из блестящих переводчиков, писателей и интеллектуалов мирового уровня. Режиму нужны были «одописцы тирании» – безликие и послушные. Йохансен на эту роль не годился (был слишком самобытным) – если бы он выжил каким-то чудом в 30-х, все равно не смог бы жить как Тычина или Бажан – те были крепче.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3124136-27-oktabra-pamatnye-daty.html