Леся Украинка – без преувеличения одна из самых выдающихся фигур в истории украинской литературы. После себя она оставила большое литературное наследие – впечатляющие поэтические поэмы, прозаические произведения, стихи, публицистические статьи, а также непревзойденные переводы мировой классики.
Родилась Лариса Косач, именно такое настоящее имя Леси Украинки, 25 февраля 1871 года в городе Новоград-Волынском. Отец ее – Петр Косач, был служащим, мать – Ольга Драгоманова-Косач – писательницей, которая публиковалась под псевдонимом Елена Пчилка.
В доме Косачев часто собирались писатели, художники и музыканты, устраивались художественные вечера и домашние концерты. Большое влияние на духовное развитие Леси Украинки имел дядя Михаил Драгоманов, известный общественный и культурный деятель.
Свое первое стихотворение – «Надежда» – Леся написала девятилетней девочкой. Произошло это под впечатлением от ареста и ссылки в Сибирь родной тети, Елены Косач, которая принадлежала киевскому кружку «бунтарей». А уже в тринадцать лет Ларису Косач начали печатать.
В 1884 году, во Львове, в журнале «Заря» опубликовали два стихотворения («Ландыш» и «Сафо»), под которыми впервые появилось имя – Леся Украинка. В начале 1893 года во Львове выходит первый сборник стихов поэтессы – «На крыльях песен».
Еще в детские годы Леся заболела туберкулезом, с которым она боролась всю жизнь. Болезнь привела к тому, что девочка не ходила в школу, однако благодаря матери, а также Михаилу Драгоманову, она получила глубокое и разностороннее образование. Писательница знала 11 языков, отечественную и мировую литературу, историю, философию.
Побывав в 1891 году в Галиции, а затем и на Буковине, Леся познакомилась со многими выдающимися деятелями Западной Украины: Иваном Франко, Михаилом Павликом, Ольгой Кобылянской, Василием Стефаником, Осипом Маковеем, Натальей Кобринской.
За свои взгляды и творчество поэтесса находилась под негласным надзором полиции, и цензура не раз запрещала ее произведения. Большинство своих работ она публиковала за границей Российской империи – Берлине, Дрездене, Праге, Вене.
Всю жизнь Леся Украинка была вынуждена лечиться, проходить через болезненные медицинские процедуры, а кроме этого искать для жизни места, которые замедляли бы развитие болезни.
Последние годы Леся Украинка жила в Грузии и Египте. Вместе с мужем Климентом Квиткой она работала над собранием фольклора и собственными драмами.
Но болезнь неумолимо прогрессировала. В начале июля 1913 Лесино состояние резко ухудшилось. А 1 августа 1913 года в грузинском городе Сурами Леся Украинка умерла. Ее похороны состоялись через несколько дней в Киеве на Байковом кладбище.
События дня:
В этот день, в 1918 году, на заседании Малой Рады, Тризуб был утвержден государственным гербом Украинской Народной Республики. Свое решение Рада обосновала тем, что это знак Киевского Государства времен Владимира Святого. Однако, история украинского герба началась еще задолго до правления Владимира.
Одно из первых изображений тризуба в нашей стране зафиксировано на находках периода Трипольской культуры IV-III тыс. до н. е. Впоследствии его начали активно использовать предки современных украинцев. Археологические разведки на Полтавщине и Киевщине подтверждают, что на землях Центральной Украины тризуб был известен как символ власти, знак родовых старейшин или племенных вождей в VI-VIII вв.
В период расцвета Киевской Руси, в X-XIII вв., изображение тризуба было распространено на большой территории – от Крыма до Новгорода, от Кавказа до Франции и Швеции, ведь чеканился он на всем: от печатей и монет до кирпичей, из которых строились храмы и церкви. Так, изображение тризуба было найдено на кирпичах Десятинной церкви в Киеве. Однако, начиная с распада Киевской Руси и до ХХ века тризубы почти не использовались. Иногда они встречались в геральдике городов, на родовых гербах или в книгах.
Некоторые гетманы, в частности Хмельницкий и Мазепа, размещали на своих родовых гербах кресты или якоря, стилизованные под тризуб. Во время Украинской революции, по предложению Михаила Грушевского, тризуб был принят как Большой и Малый государственный Герб УНР. Автором проекта тогдашнего герба стал Василий Кричевский. В наше время конкурс по созданию проекта Государственного герба Украины, согласно Постановлению Верховной Рады, был объявлен 24 июня 1991 года (т.е. еще при существовании СССР).
Под эгидой Комиссии по вопросам культуры и духовного возрождения ВР была создана рабочая группа-жюри из народных избранников, историков, искусствоведов, музейных работников. 4 октября 1991 года экспертная группа подвела итоги конкурса. Для участия в нем поступило более 200 работ (все они теперь хранятся в Центральном государственном архиве органов центральной власти и управления). Важно, что 192 из них содержали изображение тризуба в разных контекстах. Победил в конкурсе проект историка-геральдиста Андрея Гречило и художника Ивана Турецкого.
В конце концов, 19 февраля 1992 года, Верховная Рада утвердила тризуб в качестве малого герба Украины, считая его главным элементом большого Государственного герба.
Юбилеи дня:
134 года со дня рождения Леся Курбаса (Александр-Зенон Степанович; 1887-1937), режиссера, актера, реформатора украинского театра.
Курбас был следующим, кто пришел на смену «корифеям», учредителям украинского театра – семье Тобилевичей (Карпенко-Карый, Садовский, Саксаганский) с их уклоном и акцентом на национальное, украинское.
Он стал реформатором украинского театра, отказавшись от «шароварщины» и создав театр европейского уровня. До Курбаса, смотря украинские спектакли можно было или смеяться (порой гомерически хохотать), или плакать (рыдать; вспомнить хотя бы «Бесталанную»). И все. Других эмоций, или, к примеру, каких-то более или менее глубоких рефлексий не следовало было ожидать. Трудно даже представить, сколько он успел за свои 50 лет. И сколько бы еще сделал, если бы не погиб от чекистской пули в карельском Сандармохе.
Курбас впервые на украинской сцене поставил спектакли «В пуще» Леси Украинки, «Царь Эдип» Софокла (обе – 1918), «Макбет» Шекспира (1920), «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло», (1929) «Маклена Граса» (1933); сам играл, переводил с немецкого (преимущественно драмы), учил (и научил) целую плеяду «березольцев». Ирина Ивановна Стешенко, корифей украинского переводческого цеха, внучка Михаила Старицкого, которая начинала свой творческий путь в театре Курбаса, вспоминала, как впервые увидела его в 1916 году на сцене.
Он играл Хлестакова в театре Николая Садовского. Впечатления у нее сложилось странное: в течение спектакля она ни разу даже не улыбнулась. «Ревизор» шел на украинском (черносотенная пресса подняла шум – «пьеса великого русского… на малорусском наречии» – чортзнаетчто!); в театре Ирина была вместе с отцом. Как вспоминает Стешенко, «в спектакле было много смешного – чиновники, кутерьма с купцами, Бобчинский и Добчинский», но она следила исключительно за Садовским в роли Городничего и за новым актером, который играл Хлестакова.
Играл он как-то странно, слишком серьезно, не за штампом вертихвоста и повесы. Затем она перечитала Гоголя, его письма, и поняла, что Курбас – случайно? – предложил совершенно новое и неожиданное толкование этой роли, к тому же совсем не беспочвенно. Зал реагировал по-разному. Ирина Стешенко тогда считала, что овации, которые Курбас получил в финале, преувеличены. Зато ее отец, Иван Матвеевич Стешенко, человек высокообразованный, был другого мнения.
«Ты еще глупая, Орька, и ничего не понимаешь, – говорил он. – Это вообще не такая уж и веселая комедия, этот «Ревизор». Провинциальному актеру выгодно сделать из него водевиль: вот и шпарят, как в оперетке. А этот галичанин играет очень остроумно… И вообще хороший актер – статный, красивый, ловкий. Вот только речь…»
Речь у Курбаса действительно была немного «не наша», не надднепрянская: выразительный галицкий акцент придавал его Хлестакову чужого звучания, он был как будто из другой страны. В этом, считал отец, тоже был свой смысл», – пишет Ирина Стешенко.
***
119 лет со дня рождения Алексея Повстенко (1902-1973), украинского архитектора, искусствоведа. В 1918-1920 годах – казак 6-й Запорожской дивизии Армии УНР.
Выпускник Харьковского инженерно-строительного института (впоследствии был там доцентом) в 1930-х гг. – архитектор Наркомпроса УССР, в 1939-1941 гг. – член научного совета Софийского архитектурно-исторического музея в Киеве; в период немецкой оккупации Киева (1941-1943) – директор музея. По воспоминаниям современников, в 1941 году спас Софийский собор от запланированного советским руководством уничтожения (убедил военнослужащего, которому было поручено минирование собора, повернуть назад машину со взрывчаткой).
В 1944 эмигрировал в Словакию, позже – в Германию, где находился в лагере для перемещенных лиц в г. Аугсбург; в 1949 переехал в США, где жил до конца жизни; работал в частной архитектурной фирме.
С 1959 года – архитектор-проектировщик архитектурной мастерской Капитолия в Вашингтоне. Умер в Вашингтоне, похоронен на украинском православном кладбище в г. Саут-Баунд-Брук (штат Нью-Джерси).
Ему принадлежат научные и научно-популярные труды по истории архитектуры Киева и Украины: «Киев. Альбом архитектурных памятников» (1946), «Наш Киев святой» (1946), «Исторические планы Киева» (1947), «История украинского искусства» (1948), «Катедра Св. Софии в Киеве» (1954).
***
116 лет со дня рождения Павла Вирского (1905-1975), украинского балетмейстера.
Знаменитый мастер танца, который на основе аутентичного танца создал новый исполнительный жанр – народной сценической хореографии. Организатор Ансамбля народного танца Украины (1937, с 1955 года – руководитель).
За два десятилетия (1955-1975), в течение которых Павел Вирский возглавлял ансамбль, коллектив благодаря чрезвычайно высокому мастерству, артистизму, глубокой народности, темпераменту, изысканности костюмов покорил самую требовательную мировую публику.
После гастролей французские газеты, например, с восторгом констатировали: «Такой феерии красок, ритма, красивых лиц Париж еще не видел!» Князь Монако Альберт, крепко пожимая после триумфального концерта руку Павлу Вирскому, заметил: «Если у вашего народа такая высокая культура, он справится с любыми проблемами и трудностями».
С 1977 года Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины носит имя Павла Вирского.
Годовщина смерти:
День памяти Ярослава Дашкевича (1926-2010), украинского историка, археографа, доктора исторических наук, руководителя Львовского отдела Института украинской археографии и источниковедения НАН Украины, известного общественного деятеля.
В научном наследии ученого более 1600 научных работ по украинской историографии, источниковедению и специальным историческим дисциплинам, востоковедению, украинско-армянских, украинско-турецких, украинско-еврейских отношений и тому подобное. Родился Ярослав Дашкевич во Львове.
Происходил из благородной семьи Корыбут-Дашкевичей. Отец – Роман Дашкевич, генерал-хорунжий армии УНР, адвокат, руководитель спортивно-патриотических обществ в межвоенной Западной Украине.
В 1943-м эмигрировал в Австрию. Мать – Елена Степановна, легендарная хорунжая УСС, четар УГА, учительница гимназии и деятель «Родной школы» в межвоенное двадцатилетие, впоследствии доцент Львовского университета. В 1944-м закончил академическую гимназию, год учился во Львовском медицинском институте, высшее образование получил на филологическом факультете Львовского государственного университета имени Ивана Франко по специальности «Украинский язык и литература».
В декабре 1949 года Ярослава Дашкевича арестовало МГБ, осужден на 10 лет лишения свободы. После освобождения в 1956 – часто оставался без работы (за период до 1990 года – 13 лет вынужденной безработицы). Был женат на Людмиле Шереметьевой-Дашкевич (1946-2005), известной диссидентке, соратнице Вячеслава Чорновила. Кандидатскую диссертацию «Армянские колонии на Украине в источниках и литературе XV-XIX веков: (Историографический очерк)» пришлось защищать в Институте истории АН Армянской ССР в Ереване. Дашкевич стал известным в мире украинистом, знатоком истории Востока.
В 1990 году возглавил Львовское отделение Археографической комиссии АН Украины, на основе которой в 1992 было образовано Львовское отделение Института украинской археографии и источниковедения им. М. Грушевского НАН Украины.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3196642-25-fevrala-pamatnye-daty.html