День 2 ноября. Памятные даты и события

В этот день, в 1708 году, произошла Батуринска трагедия, или «Резня в Батурине», когда во время карательной операции российские войска под командованием Александра Меншикова захватили гетманскую столицу Батурин и полностью ее разрушили.
2 ноября. Памятные даты

Как известно, во время Северной войны гетман Украины Иван Мазепа принял сторону шведского короля Карла ХІІ. Отправившись на соединение со шведами, Мазепа оставил для обороны Батурина около 8 тыс. человек во главе с полковником Дмитрием Чечелем и пушечным есаулом Фридрихом Кенигсеком.

Они получили четкий приказ гетмана: московитов в город не пускать. И этому приказу старшины оставались верными до конца.

Узнав о поступке Мазепы, московский царь Петр I приказал главнокомандующему русскими войсками в Украине Александру Меншикову сравнять Батурин с землей. Однако взять штурмом гетманскую столицу войска Меншикова не смогли. Тогда московиты прибегли к угрозам: мол, если не сдадитесь, жестокая царская казнь ляжет на ваши семьи. И эти угрозы не испугали защитников Батурина. Однако, нашелся предатель — сотник Иван Нос указал осадникам на потайные ходы под стенами, которые вели в город.

Через те проходы и ворвались московские войска внутрь города, начали уличные бои и жестокую резню. Солдаты Меншикова не жалели никого: ни детей, ни женщин, ни стариков. Резня продолжалась два дня. Взятых в плен казаков после пыток казнили и пускали их тела на плотах вниз по реке Сейм для устрашения населения. Захваченного в бою организатора обороны Дмитрия Чечеля привезли в Глухов и колесовали перед Петром I. В конце концов, Батурин был ограблен, крепость, церкви и дома сожжены, а 15 тыс. жителей города уничтожены.

К сожалению, гетман со шведским войском пришли на помощь Батурину поздно. Они застали только полное безлюдье, руины и горы трупов. Как свидетельствуют исторические источники, когда Мазепа, 7 ноября 1708 года, увидел последствия московского погрома Батурина, «это зрелище поразило его в самое сердце».

Уничтожение Батурина московскими войсками стало лишь началом кровавых преступлений, совершивших россиянами — очень скоро волна террора захлестнула всю северную Украину.

***

Вместе с тем, сегодня, по инициативе ООН, отмечается Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов.

 

В декабре 2013 года на своей 68-й сессии ГА ООН приняла резолюцию, в которой постановила провозгласить 2 ноября Международным днем прекращения безнаказанности за преступления против журналистов. Дата была выбрана в память о двух французских журналистах, убитых в Мали 2 ноября 2013 года.

Эта знаковая резолюция осуждает все акты насилия в отношении журналистов и работников средств массовой информации. Она также настоятельно призывает государства-члены ООН сделать все возможное для предупреждения насилия и привлечения к ответственности виновных в совершении преступлений против журналистов и работников СМИ, а также принять меры для того, чтобы жертвы имели доступ к надлежащим средствам правовой защиты.

По данным ООН, в мире за январь-август 2020 года убили 27 работников медиа, а в 2006-2019 годах — 1200 журналистов. И, как правило, в девяти из десяти случаев убийцы остаются безнаказанными. Безнаказанность приводит к еще большему числу убийств и обычно становится симптомом обострения конфликта и распада законодательства и правосудия.

ЮНЕСКО предупреждает, что безнаказанность правонарушителей наносит ущерб целым обществам, покрывая серьезные нарушения прав человека, коррупцию и преступность. Правительства, гражданское общество, средства массовой информации, а также те, кто заинтересован в отстаивании верховенства закона должны присоединиться к глобальным усилиям по борьбе с безнаказанностью.

По данным, Института массовой информации, в Украине в 2019 году произошло 243 случая нарушений свободы, из них 172 случая касались физической агрессии против журналистов. В то же время в Индексе свободы прессы-2020 наша страна поднялась сразу на шесть ступеней и оказалась на 96 позиции. Как известно, в Украине за годы независимости были убиты более 70 журналистов. В основном общество и по сей день не знает фамилий убийц, не говоря уже об именах заказчиков.

События дня:

2 ноября 2003 года в Грузии началась «Революция роз», которая завершилась 23 ноября отставкой Эдуарда Шеварднадзе.

Началось все с того, что после объявления 2 ноября 2003 года результатов парламентских выборов, оппозиция — «Объединенное народное движение» Саакашвили и «Демократы Бурджанадзе» (руководители Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания) — обвинила правящую верхушку в фальсификации результатов выборов. Согласно официальной версии победу одержали политический блок Шеварднадзе «За новую Грузию» и «Союз за демократическое обновление Грузии» Абашидзе. Сомневались в результатах выборов и подавляющее большинство населения Грузии и международные наблюдатели.

В стране начались массовые демонстрации и митинги. 22 ноября группа несогласных, во главе с Михеилом Саакашвили ворвалась в парламент, прервав, таким образом, первую сессию вновь избранного парламента. Президент Шеварнадзе — бывший соратник Горбачева и старый партаппаратчик, который именно тогда выступал перед новоизбранными депутатами, вынужден был покинуть здание парламента. То же сделали и новоиспеченные депутаты.

Оппозиционеры и активисты, которые заполнили зал заседаний законодательного органа Грузии, несли с собой розы — в знак мирных намерений. Так появилось красноречивое название «Революция роз», которое облетело весь мир. Революция и действительно была осуществлена ​​мирным путем — ни одного выстрела, ни капли крови, никакого насилия в отношении какого-либо не было совершено.

Стоит заметить, что фальсификация выборов стала последней каплей в терпении грузин — в ту пору страна страдала от экономической нестабильности и впечатляющей коррупции — понять, где государственный аппарат, а где воры в законе было невозможно. 23 ноября Эдуард Шеварднадзе подал в отставку, исполняющей обязанности президента страны стала Нино Бурджанадзе.

24 ноября Верховный суд Грузии аннулировал результаты парламентских выборов. На президентских выборах в январе 2004 года с результатом 97% победил Саакашвили. Он был переизбран на новый срок в 2008, однако в 2012 году партия Саакашвили проиграла парламентские выборы, и он, не дожидаясь окончания президентского срока, покинул страну. Вместе с тем, Эдуард Шеварднадзе вернулся из России в Грузию и до своей смерти в 2014 году проживал в Тбилиси.

Даты дня:

142 года со дня рождения Антона Манастырского (1878-1969), украинского живописца и графика. Жизнь и творчество этого художника посвящены Львову и Галичине.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/00/Manastyrsky_Antin_Autoportrait_1919.jpg/250px-Manastyrsky_Antin_Autoportrait_1919.jpg

Профессиональное образование получил во Львовской школе художественного промысла и Краковской академии искусств. Дебютировал молодой художник во Львове на выставке 1900 года.

По своему дарованию Монастырский, прежде всего, пейзажист, хотя достаточно активно выступал и в других жанрах. К лучшим работам художника принадлежит живописный цикл «Родная крыша» (над ним он работал почти три десятилетия), серия этюдов, объединенных под общим названием «Старая народная архитектура» (над ней художник работал в течение десяти лет), картины «Запорожец», «Пономарь», «Горный поток», «Долина реки Прут». Много работал Антон Манастырский и в области живописной графики.

Его любимым жанром была детская иллюстрация. Художнику принадлежит обложка и 53 иллюстрации к Библии, изданной во Львове в 1926 году.

***

139 лет со дня рождения Остапа Грицая (1881-1954), украинского литературоведа, критика, переводчика, писателя.

До 1914 года преподавал во Львовской гимназии, в 1914-1945 жил в Вене, затем — в Германии (Западной). Автор социально-психологической поэмы «Побег Алексея Перхуна», циклов новелл философского и религиозного содержания «Лицо Сфинкса», «Путем Мессии» и др. Выступал со статьями о творчестве Василия Стефаника, Ольги Кобылянской, Михаила Коцюбинского.

Написал предисловия к украинским переводам Мопассана, Стендаля, Флобера, Бальзака, Диккенса. Автор стихотворения на немецком языке «Гений Украины» (о Тарасе Шевченко). Перевел на немецкий язык «Слово о полку Игореве», отрывки из «Энеиды» Котляревского, произведения Шевченко и Франко.

***

В этот день родился Лукино Висконти (1906-1976), итальянский режиссер и сценарист, кинематографист, который с одинаково удивительным мастерством мог снять фильм о рабочих, и о жизни высших слоев европейского общества; мастер по-настоящему «большого» стиля, один из самых ярких представителей «золотого века» итальянского кино наряду с Антониони, Росселини, Пазолини, Феллини, Бертолуччи.

 

Автор фильмов: «Земля дрожит», «Рокко и его братья» (1960, специальный приз МКФ в Венеции), «Самая красивая» (одна из лучших и единственная трагикомическая роль великой Анны Маньяни), «Леопард» (1963, главный приз МКФ в Каннах), «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965, главный приз МКФ в Венеции) «Гибель богов», «Смерть в Венеции» (1971, юбилейный приз МКФ в Каннах), «Людвиг», «Семейный портрет в интерьере», «Невинный». Занимался также и театральными (в том числе оперными) постановками. Происходил из знатного аристократического рода.

Несмотря на титул и аристократическое происхождение (принадлежал к одной из древнейших и самых известных аристократических семей Италии), был фрейдомарксистом, принадлежал к коммунистической партии Италии, и, кроме всего, прочего был еще и гомосексуалистом. Сначала Висконти не слишком интересовался кинематографом. Его страстью был театр, но в конце 30-х он едет в Париж и становится ассистентом Жана Ренуара. Во время Второй мировой войны Висконти активно помогал итальянскому движению Сопротивления.

Свой первый фильм («Одержимость») снял на собственные средства и на средства итальянской компартии. Следующий фильм — эпический рассказ о жизни сицилийских рыбаков «Земля дрожит» (1948), снятый на Сицилии и в котором задействованы непрофессиональные актеры — произвел фурор и получил приз Венецианского кинофестиваля. Режиссера признали гуру неореализма.

В 50-60-е годы Висконти ставил много оперных постановок, в том числе, среди прочих, была знаменитая «Травиата» на сцене «Ла Скала» с Марией Каллас в главной роли (1954). Именно с этого спектакля началась всемирная слава Каллас.

…В последние годы Висконти пережил «второе рождение» в кино — свидетельство тому — «немецкая» трилогия: «Гибель богов» (чрезвычайно показательный и тонкий фильм о зарождении нацизма), «Смерть в Венеции» и «Людвиг» — непревзойденное никем воспроизведение огромного пласта эпохи конца XIX-го, первой половины ХХ века. Ему — итальянскому аристократу, стопроцентному европейцу, эстету, знатоку театра, музыки, изобразительного искусства — было что сказать.

Годовщина смерти:

106 лет со дня смерти Викентия Хвойки (1850-1914), украинского археолога.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6b/%D0%A5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0_%D0%92%D1%96%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%96%D0%B9.jpg/200px-%D0%A5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0_%D0%92%D1%96%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%96%D0%B9.jpg

(Вікіпедія)

Чех по происхождению, Викентий Хвойка в 26 лет приехал в Киев, где прожил до конца своей жизни (умер в 64 года), сделав огромный вклад в развитие отечественной археологии. Он открыл первые памятники трипольской, зарубинецкой, черняховской культур.

С именем Хвойки связано открытие и раскопки так называемых полей погребений. Особое внимание он уделял изучению памятников Киевской Руси, прежде всего Киева (раскопки на горе Киселевке, Старокиевской горе).

Хвойка был одним из основателей Киевского городского музея древностей и искусства (Исторический музей Украины), где заведовал археологическим отделом.

***

70 лет со дня смерти Бернарда Шоу (1856-1950), английского драматурга, публициста, критика, общественного деятеля.

Один из основателей социал-реформистского «Фабианского общества» (1884), лауреат Нобелевской премии по литературе (1925).

На церемонию вручения премии Шоу не приехал (будучи принципиальным противником всевозможных наград) и премию вместо него вручили Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции. На премиальные деньги Шоу учредил англо-шведский литературный фонд для переводчиков, прежде всего для переводчиков Стриндберга.

Некоторые критики обвиняли писателя в «слишком безответственном чувстве юмора» и «фривольности», но большинство разделяло мнение Одена, который в острословии Шоу почувствовал дух Россини «живость, ясность и виртуозность великого мастера оперы-буфф».

 

www.ukrinform.ru/rubric-society/3127219-2-noabra-pamatnye-daty.html

(Visited 15 times, 1 visits today)
Оставить комментарий


Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *