Пасха является древнейшим и самым главным христианским праздником всего богослужебного года и приурочена Воскресению Иисуса Христа.
Христианская Пасха тесно связана с еврейской и дословно переводится как «прохождение мимо». Но если для иудеев Песах является символом освобождения от египетского рабства и обретения Земли Обетованной, то для христиан Пасха символизирует победу жизни над смертью, освобождение от тяжестей греха, переход из состояния несвободы в область свободы и любви. Пасхой называется и Сам Христос, принесенный в жертву за грехи человечества.
Согласно Евангелиям, после того, как Иисус пришел в Иерусалим, был предан и казнен на кресте, а затем похоронен в пещере преданными учениками – Он воскрес. В воскресный день, придя к Его гробу жены-мироносицы обнаружили, что место захоронения пустое. Вместо этого увидели ангела, который возвестил им, что Иисус воскрес. Вскоре одной из них явился Христос и сказал о Своем воскресении. Радостная весть чрезвычайно быстро распространилась Иерусалимом, а затем и всей Иудеей.
Именно поэтому в ночь на воскресенье во всех церквях совершается праздничная всенощная, кульминацией которой является торжественное шествие верующих вокруг храма с зажженными свечами, пасхальный звон и оповещение священником двухтысячелетней вести: «Христос воскрес!», на что паства радостно отвечает: «Воистину воскрес!»
К сожалению, в этом году в связи с пандемией коронавируса и объявленным поэтому поводу карантином, побывать на праздничной службе в храме и освятить пасхальную корзину, как обычно, христиане не смогут. Однако, Пасхальные богослужения из церквей будут транслировать телеканалы.
События дня:
В этот день 1917 года, в Киеве начался Всеукраинский национальный конгресс, созванный Украинской Центральной Радой.
Это событие, которое происходило в четверг, пятницу и субботу пасхальной недели 1917 года в зале Купеческого собрания (теперь Национальная филармония Украины), стало эпохальной вехой национального возрождения Украины, одним из важнейших событий начального этапа Украинской революции. Всеукраинский национальный конгресс стал первым представительным форумом украинского движения в Украине, который превратил Украинскую Центральную Раду (создана в Киеве 17 марта 1917) из региональной на всеукраинскую организацию.
Конгресс, на который собралось 900 делегатов от политических, культурных и профессиональных организаций со всей Украины, а также от Украинской Бессарабии, Дона и Кубани, решительно высказался за предоставление Украине автономного статуса в рамках будущей Российской федеративной республики и провозгласил Центральную Раду всеукраинским краевым представительным органом.
Тогда же состоялись перевыборы Президиума Центрального Совета. Михаил Грушевский остался председателем, а его заместителями стали радикальный социал-демократ Владимир Винниченко и социал-либерал Сергей Ефремов.
С этого момента, почувствовав широкую поддержку на местах и предвидя создание широкой сети украинских комитетов на сельском, уездном и губернском уровнях, Центральная Рада начала осознавать себя высшим представительным органом украинского народа тех территорий, где украинцы составляли большинство населения. Следовательно, ее будущая конфронтация и борьба с Советом объединенных общественных организаций, заседания которой уже в конце весны представители украинских организаций перестали посещать, становились неизбежными.
19 апреля 1930 года, в Харькове, завершился сфабрикованный советскими карательными органами судебный процесс по делу «Союза освобождения Украины» – первый большой судебный процесс над украинской интеллигенцией.
Судилище над участниками СВУ началось 9 марта и продолжалось 40 дней.
Это было настоящее шоу, ведь происходило оно не в зловещих подвалах ГПУ, а в зале Харьковского оперного театра, который обустроили под судебный зал. Подсудимых подвозили из тюрьмы на автобусах, опера до «трещала» от зрителей – процесс был открытым. Правда, зрители были специфическими – преимущественно сексоты, партийные активисты-горлопаны и сотрудники соответствующих органов – люди проверенные и надежные. В перерывах всех вежливо угощали чаем и пирожными. Действо было похоже скорее на репетицию спектакля, чем в настоящий судебный процесс. Впрочем, все было по-настоящему.
Всего на скамье подсудимых были 45 человек – два академика, 15 профессоров, учителя, редакторы, библиотекари, даже два студента. Большинство из них постоянно жили в Киеве и Харькове.
Среди известных личностей – Сергей Ефремов (академик, вице-президент ВУАН, известный деятель Центральной Рады – его провозгласили главой СВУ), Владимир Чеховский, Андрей Никовский, Людмила Старицкая-Черняховская. Всех подсудимых обвиняли в создании подпольной контрреволюционной организации «Союз освобождения Украины», подготовке вооруженного восстания против советской власти, связям с зарубежными петлюровскими центрами, и других преступлениях. Все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к различным срокам тюремного заключения и ссылки. Дело «Союза освобождения Украины» стало первым крупным сфальсифицированным сталинским процессом 30-х годов и своеобразным сигналом к началу массовых репрессий против национально ориентированной интеллигенции по всем областям Украины.
Всего в связи с делом СВУ было арестовано около 5 тыс. человек (в основном научных работников, вузовских преподавателей, учителей, врачей, студентов и т.д.). После процесса СВУ, во время которого назывались имена многих членов ВУАН, значительно жестче стала цензура научных изданий, а самые активные секции академии начали расформировываться. Так, в 1931 году распустили историческую секцию, возглавляемую Михаилом Грушевским, его самого отправили в Россию, где он вскоре и умер во время лечения.
Его учеников и коллег подвергли репрессиям – ни один из них не смог пережить сталинские времена. Этими жестокими методами, как отмечает британский исследователь Роберт Конквест, «старая украинская интеллигенция была практически стерта с лица земли».
Даты дня:
248 лет со дня рождения Давида Рикардо (1772-1823), английского экономиста, одного из основателей классической политической экономии Основная работа – «Основы политической экономии и налогообложения». Последователь и одновременно оппонент Адама Смита.
(Википедия)
Сторонник трудовой теории стоимости. О финансах и экономике Давид Рикардо знал не понаслышке: он родился в португальско-еврейской семье биржевого маклера.
Был третьим из 17 детей. До его рождения семья жила в Голландии. В этой стране он учился до 14 лет. Затем приехал в Лондон и начал помогать отцу на Лондонской фондовой бирже. В 16 лет он уже был правой рукой отца и мог самостоятельно проводить те или иные торговые и биржевые операции. Впрочем, в 21 год Давид отказывается от традиционного иудаизма, переходит в протестантизм и женится на англичанке.
Для семьи это было досадной неожиданностью. Отец лишает его права на наследство, мать не разговаривает; его выгоняют из дома. Но к тому времени Давид успел заработать и сэкономить определенные средства (примерно 800 фунтов), что позволило ему без посторонней поддержки содержать семью. К тому же он был талантливым биржевым маклером. До 38 лет Давид Рикардо становится заметным лондонским финансистом. В 42 он отошел от активной деятельности, посвятив себя научным исследованиям в области экономической теории. Его состояние превысило миллион фунтов, он купил большой особняк в Глостершире и вел жизнь богатого землевладельца.
В 1819 году был избран членом Палаты общин (депутатство он купил, но потом начал выступать против такого обычая). Часто выступал по экономическим вопросам. Серьезно интересоваться экономикой Давид Рикардо начал с 1799 года после прочтения книги Адама Смита «Богатство народов». Рикардо был сторонником концепции полного экономического либерализма, противником любого государственного вмешательства в экономику.
Годовщина смерти:
День памяти Николая Костомарова (1817-1885), украинского историка, этнографа, писателя, общественного деятеля, одного из основателей Кирилло-Мефодиевского братства (написал его программные документы «Книга бытия украинского народа», «Правила» и две обращения).
Окончил Харьковский университет. Адъюнкт-профессор Киевского университета. Профессор Петербургского университета, сотрудник журнала «Основа», редактор сборника «Акты Южной и Западной России».
Огромное научное наследие Костомарова содержит фундаментальные труды по истории Украины XVI-XVIII веков – «Богдан Хмельницкий», «Мазепа и Мазепинцы», «Гетманство Юрия Хмельницкого», «Павел Полуботок» и др. Автор сборников стихов «Украинские баллады» и «Ветка», исторических драм «Савва Чалый», «Переяславская ночь», повестей, сказок. Почти 10 последних лет жизни Костомаров прожил в селе Дедовцы под Прилуками (родовое имение жены), где он поправлялся после инсульта.
Современники историка в своих мемуарах охотно рассказывают о Костомарове-человека, отмечая его феноменальную память, а заодно и многочисленные «профессорские» чудачества. Живя в Дедовцах, Костомаров любил гулять по лесу, собирая цветы, которые засовывал в петельки и карманы пиджака, или же в шляпу. Боялся жары и ссорился с родными за открытые окна; вопреки запрету врачей каждое утро обливался холодной водой. Был капризный к еде: обязательно требовал, чтобы рыба, перед тем, как ее почистят и зажарят, непременно была живой (то же самое требовалось, когда речь шла о курином бульоне). На склоне лет был очень рассеянным.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3007808-19-aprela-pamatnye-daty.html