Впервые Международный день сельских женщин отмечался 15 октября 2008 года. В резолюции Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 2007 года, которая официально провозгласила этот день, признается «чрезвычайно важна роль сельских женщин, в том числе женщин, представительниц коренных народов, и их вклада в развитие сельского хозяйства и сельских районов, повышение продовольственной безопасности и искоренению нищеты в сельских районах».
На сегодня более четверти всего населения планеты составляют сельские женщины. Основным источником их существования являются природные ресурсы и сельское хозяйство. В развивающихся странах, сельские женщины составляют примерно 43% сельскохозяйственной рабочей силы, и на них возложена основная ответственность за обеспечение продовольственной безопасности, так как они производят и перерабатывают большую часть продовольствия.
С учетом того, что 76 процентов самых бедных жителей планеты живут в сельской местности, обеспечение доступа сельских женщин к производственным сельскохозяйственным ресурсам способствует сокращению масштабов голода и нищеты в мире, и предоставляет решающее значение роли сельских женщин в успешной реализации нового вопроса дня в области устойчивого развития до 2030 года. ООН отмечает, что сельские женщины могут стать мощным катализатором глобального прогресса при условии преодоления определенных препятствий и проблем, ведь многие из них не имеют доступа к земле, рынкам, финансовым средствам, системе социального обеспечения и услуг. Многие из них сталкиваются с серьезными угрозами в сфере безопасности, подвергаются откровенной дискриминации.
Вместе с тем, каждый год в этот день в мире отмечается Международный день «Белой трости» – символа незрячего человека.
День установлен в 1969 году в соответствии с решением Международной федерации слепых. Впервые этот день отмечали в США 15 октября 1964 года по инициативе Национального федерации слепых.
«Белая трость» как реальный предмет, без которого трудно представить жизнь незрячего человека, появилась в 1921 году, когда молодой англичанин, фотограф по профессии Джеймс Биггс, потерявший зрение в результате несчастного случая, самостоятельно изготовил такую палку. Он покрасил трость в белый цвет, чтобы окружающим был понятен особый статус ее владельца.
Инициатива Биггса была подхвачена и несколько лет спустя именно белая трость стала тем отличительным знаком, по которому сразу же можно определить, что человек, который держит ее в руках – незрячий. В начале 1930-х годов трость появилась в Европе, а вскоре и в Америке – ее раздавали всем, кто имел в ней потребность. Широкому распространению белой трости в западных странах способствовали многочисленные благотворительные и религиозные организации.
Сейчас Международный день «Белой трости» является не только своеобразным знаком, который должен напоминать обществу о людях с ограниченными физическими возможностями, но и днем, основанным для введения интегративных и реабилитационных процессов.
В Украине очень действенной и красноречивой мерой было бы, если бы водителей, которые паркуют свои машины где им заблагорассудится, в том числе и на «зебрах», в этот день хотя бы на полчаса заставили побыть на месте незрячих людей: завязали глаза и дали в руки белую трость – пусть бы попробовали пройтись городскими тротуарами. Возможно, скинув повязку с глаз, они бы тогда по-новому увидели мир и поняли, что кроме здоровых, есть еще люди с физическими недостатками.
События дня:
В этот день в 1926 году постановкой сатирической комедии драматурга Бориса Ромашова «Конец Криворильска» открыл свой первый театральный сезон Киевский государственный русский драматический театр.
Ныне – Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки. Актерский состав театра в то время насчитывал 36 человек. Именно в этот день впервые актеры выступали в новом помещении – бывшем театре «Бергонье». В этом же здании, на углу улиц Богдана Хмельницкого и Пушкинской, театр существует и сейчас.
Юбилеи дня:
175 лет со дня рождения Фридриха Ницше (1844-1900), немецкого философа, поэта, профессора классической филологии Базельского университета. «Философ неприятных истин», – как он сам себя называл. «Мода» на Ницше появилась уже после смерти философа.
(Википедия)
Им «переболела» вся думающая часть Европы от более-менее образованных обывателей до университетских профессоров. Его боготворили, он был кумиром молодежи и его так же потом ненавидели. Десятилетия в Советском Союзе на его имя было наложено табу, а если и вспоминали этого немецкого философа, то обязательно добавляли ярлыки: «реакционный», «проповедник волюнтаризма и иррационализма», ну и, конечно, обвиняли в фашизме. Его произведения существовали лишь в виде пиратских копий на черном рынке и в спецхранилищах. И только в 90-х гг. ХХ в. работы Ницше снова появились в библиотеках и на книжных полках в Украине.
122 года со дня рождения Ильи Ильфа (Илья Арнольдович Файнзильберг; 1897-1937), писателя-сатирика. Замечательные сатирические книги «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», написанные в соавторстве с Евгением Петровым, остаются любимыми и сейчас, хотя нынешние реалии вроде бы совсем другие, чем в конце двадцатых годов прошлого века, когда эти книги создавались.
Илья Ильф умер сорокалетним, в 1937 году – умер собственной смертью, его не репрессировали; Евгений Петров погиб в авиакатастрофе во время войны, в 1942 году. Но несколько лет до того, в последний период сталинщины, когда литературе приписывалась так называемая «бесконфликтность», романы Ильфа и Петрова начали изымать из библиотек и о них появились полные лжи и ненависти статьи.
С особым неистовством набросились верноподданные критики на путевые заметки «Одноэтажная Америка», хотя они сначала даже были напечатаны в «Огоньке». Ильф как будто предвидел этот мракобесный период. В его последней записной книжке есть такие слова: «Раньше десять лет хвалили, теперь десять лет будут ругать. Ругать будут за то, за что раньше хвалили. Трудно и скучно среди непуганых идиотов…»
93 года со дня рождения Мишеля Поля Фуко (1926-1984), французского мыслителя, историка культуры и науки, представителя структурализма, создателя концепции «археологии знания», основателя первой во Франции кафедры психоанализа. Автор произведений: «История безумия в классическую эпоху», «Слова и вещи», «Археология знания», «Наблюдать и наказывать. Рождение тюрьмы», «История сексуальности». Фуко не принадлежал к числу философов классической традиции, хотя некоторое время его и называли новым Кантом.
Изысканный стиль и стройная в своей сложности красота его интеллектуальных конструкций обеспечили им успех. Впрочем, у Фуко хватает и оппонентов (один из упреков, что он принес в мир старый соблазн чрезмерной социологизации, политизации и прагматизации истины). Выдвинутые им идеи достаточно активно обсуждаются и сегодня, что является свидетельством того, что забытье Фуко в ближайшее время не грозит.
В Украине некоторые произведения французского философа были переведены и напечатаны только в начале 2000 годов. Они являются достаточно актуальными, ведь ставят вопрос власти как принуждения, манипулирования и наказания. Некоторые из фанатичных последователей Фуко свели его научный потенциал в своеобразный неприкосновенный священный абсолют, но творчество любого философа не стоит догматизировать – оно – лишь отправная точка, толчок к другим мнениям и новым продуктивным дискуссиям. Пусть даже порой и весьма жестким.
Годовщина смерти:
В этот день, 60 лет назад, в Мюнхене, агентом советских спецслужб был убит Степан Бандера (1909-1959), политический деятель, идеолог и теоретик Украинской национально-освободительного движения, один из лидеров «Организации украинских националистов».
Бандера был талантливым организатором, политиком-стратегом, преданным революционному методу борьбы за освобождение украинского народа от австро-венгерских, польских, московско-большевистских колонизаторов, за независимое Украинское государство – такую характеристику заслужил он от своих сподвижников и сторонников украинской национальной идеи. Представители же государств, чья власть распространялась в разное время на украинские земли, считали его государственным преступником, бандитом. И по сей день имя Бандеры остается своеобразным «камнем преткновения» в межгосударственных отношениях с нашими соседями, как с запада, так и с востока.
…Будущие исследования архивных материалов, которых еще не касалась рука не ангажированных исследователей, позволят выяснить истинную роль и место националистов ХХ века в борьбе за независимость Украины, в том числе и самого Степана Бандеры. А пока идут споры по перевозке и перезахоронению праха покойного в Украине. В Мюнхене могилу идеолога украинских националистов неоднократно оскверняли.
www.ukrinform.ru/rubric-society/2797373-15-oktabra-pamatnye-daty.html