14 августа христиане восточного обряда отмечают праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня и день памяти святых мучеников Маккавеев. В народе этот праздник называется – Первый Спас, Медовый Спас, Маковей, Спас на воде.
Праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня был установлен в Константинополе в IX веке сначала как местный, но уже в XII-XIV вв. отмечался во всех православных церквях.
В нашей стране известен с конца ХIV века.
История возникновения этого праздника в Константинополе была связана, прежде всего, с тем, что на жаркий август приходился пик эпидемий.
С целью предотвращения болезней и человеческим смертям, установился благочестивый обычай совершать крестный ход, освящая улицы и дороги Крестом Господним – священной реликвией, которую ради этого выносили из царской казны. Сейчас во время церковного богослужения крест выносится на середину храма, где совершается поклонение ему.
В этот же день христианская церковь вспоминает также и семь мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, их матери Соломии и их учителя Елеазара, которые в 166 г. до н. е. во времена царя Антиоха Епифана, были казнены за отказ поклоняться языческим богам. Мученическая смерть братьев Маккавеев впоследствии вдохновила Иуду Маккавея на восстание против жестокого правителя. Иуда Маккавей победил Антиоха и очистил Иерусалимский храм от греческих идолов.
В народе мученики Маккавеи трансформировались на Маковея.
Это первый праздник осеннего цикла, с которым связывают окончание лета. В честь праздника в церквях отправляют послеобеденную службу, святят воду, мед, мак, васильки и бархатцы. С Маковея начинается двухнедельный Успенский пост – Спасовка, который заканчивался одним из самых больших праздников августа – Успением Пресвятой Богородицы.
События дня:
14 августа 1385 года между Польшей и Великим княжеством Литовским подписана Кревская уния.
Дата подписания | 14 августа1385 |
---|
Место подписания |
---|
(Википедия)
Документ предусматривал объединение Польши и Литвы в единое государство в результате брака польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло.
По условию Кревской унии Ягайло становился польским королем, одновременно оставаясь великим князем Литовским. Литва сохранила независимость, но испытывала значительно усиленного в ней польского влияния. Выполняя условия Кревской унии, в 1385 роцы Ягайло вместе со всеми подданными принял католичество.
Основной целью Кревской унии было объединение сил двух государств для борьбы против агрессии Тевтонского ордена и присоединение к Польше части украинских земель, которые находились в составе Великого княжества Литовского.
Против Кревской унии выступила литовско-украинская оппозиция во главе с князем Витовтом, которая добилась сохранения Великого княжества Литовского как отдельного независимого государства.
***
В этот день в 1775 году появился царский манифест Екатерины II о ликвидации Запорожской Сечи.
Маніфест Катерини II про ліквідацію Запорозької Січі (Витяг) – cultural.avro.org.ua/ru/istochniki…..
«Сечь Запорожская, – объявлялось в нем, – вконец уже разрушена с истреблением на будущее время и самого названия запорожских казаков…» Запорожцы обвинялись в том, что вопреки воле царского правительства осваивали земли на территории Новороссийской губернии и Северного Причерноморья, принимали на Запорожье «без разбора… людей всякого сброда, всякого языка и всякой веры».
Главной же причиной ликвидации Сечи была, прежде всего, внутренняя политика царизма, направленная на укрепление собственного абсолютизма.
После ликвидации гетманства в 1764 году в Украине единственным краем, где еще действовало своеобразное военное и административно-территориальное самоуправление, оставалось Запорожье – место сосредоточения недовольных жестоким феодальным гнетом, а запорожские казаки представляли собой, как указано в том же манифесте, «особливое… противоборствуещее политическое сонмище».
Около 5 тысячам непокорных запорожских казаков удалось убежать и создать в пределах тогдашних турецких владений Задунайскую Сеч (1775-1828).
Екатерина II довольно быстро поняла собственный просчет и начала привлекать казаков назад всевозможными подарками и обещаниями, но свободолюбивые запорожцы не слишком то реагировали, зная коварство Екатерины, и жилось им в Задунайской Сечи не так уж и плохо – конечно, султан был не ангел, но, бесспорно, лучшим вариантом чем «самодержица».
Правда, Екатерине удалось заманить на территорию России часть запорожцев и сделать их преданными вассалами – ими стали казаки, которые заселили земли Кубани.
Даты дня:
75 лет со дня рождения Вима Вендерса (1945), немецкого кинорежиссера, фотографа, сценариста и продюсера. Снял фильмы: «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым ударом», «Алая буква», «Обманчивое движение», «С течением времени» (1976, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), «Американский друг», «Хаммет», «Состояние дел» (1982, главный приз МКФ в Венеции), «Париж, Техас» (1984, главный приз и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), «Так далеко, так близко», «Пина», «Соль земли» и др. «Если бы не музыка, не рок-н-ролл, я был бы адвокатом. Важным и скучным дядей… Но моя жизнь спас рок-н-ролл», – говорит в одном из интервью немецкий режиссер.
Творчество Вендерса тесно связано с музыкой и музыкантами: он успешно сотрудничал с U2, Ником Кейвом, Лу Ридом, кубинскими музыкантами (документальный фильм «Buena Vista Social Club» является лучшим тому подтверждением).
Вендерс называет себя нетипичным немецким режиссером («Я работаю скорее не мозгами, а сердцем»); он любит путешествовать, его любимые города – Берлин и Иерусалим, а еще он любит Америку, чувствуя ее «своей» стране.
Кинорежиссура для Вендерса это универсальная профессия, но он видит себя только в качестве искателя, проводника, но отнюдь не создателя («Не знаю, какой чудак придумал ерунду о том, что режиссер должен обязательно быть творцом? Мне кажется, что человек, которая говорит подобные вещи, абсолютно лишена… по крайней мере, чувство юмора. Я ищу «что-то» и оно ищет меня, порой случается, что нахожу… вот и все»). Он думает, что кинематограф играет ту же роль, что обезболивающее для тяжелобольного, но опасается, что его когда-то может уничтожить порнография.
Режиссер радуется тому, что сейчас в немецком прокате около 30% занимают немецкие фильмы – в начале 80-х их было всего 5%, все остальное занимала американская кинопродукция.
60 лет со дня рождения Сары Брайтман (1960), популярной британской певицы (сопрано), одной из ведущих исполнительниц мира в стиле classical crossover (синтез классической музыки с элементами поп, рок и электронной музыки), достаточно популярного в наше время музыкального стиля.
Безусловно, ревностным поборникам чистоты жанров, особенно в области священной классики, творчество Брайтман не слишком нравится, а вот миллионам рядовых слушателей, тем, кто не отличает Шумана от Шуберта, а Ричарда Клайдермана от Вана Клиберна, ее искусство по вкусу – красиво, увлекательно и понятно. Здесь сидеть и тайком зевать, делая умный вид, чтобы не осрамиться перед другой публикой – концерты певицы – яркие мощные шоу, которым может позавидовать даже современный исполнитель.
Но не стоит думать, что Сара Брайтман обычная «попсовая» певица – она пела в дуэте с такими серьезными оперными певцами как Пласидо Доминго и Хосе Карерас, не говоря уже о сладкоголосого Андреа Бочелли.
Годовщина смерти:
86 лет со дня смерти Петра Чардынина (1873-1934), украинского кинорежиссера, актера, сценариста, оператора, одного из первых режиссеров украинского кино.
(odesafilmstudio.com.ua/uk/abou)
После окончания Московской музыкально-драматической школы Филармонического общества работал актером в театрах России; с 1906 года – режиссер частной кинофирмы Александра Ханжонкова.
Всего до 1918 года поставил более двухсот фильмов.
В 1923-1934 годах – режиссер Одесской кинофабрики Всеукраинского фотокиноуправления. За это время снял 16 художественных фильмов – «Магнитная аномалия», «Хозяин Черных скал», «Генерал с того света», «Тарас Шевченко» (Шевченко играл Амвросий Бучма), «Черевички», «Укразия».
Современники отмечали профессионализм Чардынина. Он хорошо владел выразительными средствами кино (в частности, монтажом, ракурсной съемкой, глубиной построения мизансцены и т.д.), ориентировался на актерское исполнение в фильме. В начале 30-х годов ему фактически запретили снимать. Умер в Одессе на 62 году.
***
64 года со дня смерти Бертольда Брехта (1898-1956), немецкого писателя, теоретика искусства, театрального и общественного деятеля, одного из величайших драматургов ХХ века.
Автор известных пьес: «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Кавказский меловой круг», «Добрый человек из Сычуани».
Его поэтическое наследие впечатляющее – более 2300 текстов и сравнимо разве что с наследием великого Гете. Диапазон творчества Брехта впечатляющий: здесь и метафизически-глубинная «Матушка Кураж», здесь и знаменитая уличная песенка о Мекки-Ноже (музыка Курта Вейля) из «Трехгрошовой оперы» и удивительно тонкие и лирические миниатюры поэтического цикла «Буковских элегий» в духе древнекитайских поэтов-классиков Ли Бо и Ду Фу.
Брехт родился в баварском Аугсбурге в буржуазной семье. Окончил Мюнхенский университет. Литературную деятельность начал в 1918 году. В 20-х годах работал театральным режиссером. После прихода к власти нацистов в 1933 году эмигрировал в США. По окончании Второй мировой войны жил в Восточном Берлине, руководил собственным театром.
Его отношения с официальной коммунистической властью всегда были прохладными – масштаб его таланта и личности даже в сравнение не шел с пигмейством восточногерманских партийных чиновников. Драматург часто ездил в Москву, в 1954 году ему даже дали премию «За укрепление мира между народами», но восхвалителем сталинского режима Брехт не стал, видя, что почти все его русские друзья были уничтожены во время репрессий.
Для советских читателей Брехт в течение десятилетий был своеобразным окном в мир высокого европейского модерна, одним из самых ярких представителей которого он собственно и был. А вот строки из «Голливудской элегии» Брехта, которые как будто написпны сегодня: «Каждое утро, чтобы на кусок хлеба себе заработать, иду я на рынок, где ложью торгуют. Полон надежд, становлюсь я в ряды продавцов…»
www.ukrinform.ru/rubric-society/3080635-14-avgusta-pamatnye-daty.html