Международный день гор был основан в 1992 году после принятия на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию Повестки дня на XXI век. Глава 13 этой Повестки – «Рациональное использование уязвимых экосистем: устойчивое горное развитие», стала вехой в истории развития горных районов.
Повышенное внимание к роли гор подтолкнуло Генеральную Ассамблею ООН объявить 2002 год Международным годом гор. В связи с этим Генеральная Ассамблея ООН учредила 11 декабря Международным днем гор. Координатором по подготовке и проведению этого Дня на глобальном уровне является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).
Горы занимают более четверти поверхности Земли и являются домом для 15% населения мира. Они не только обеспечивают средствами к существованию и благосостоянию более миллиарда жителей планеты, но и косвенно влияют на миллиарды тех, кто живет у их подножия. В частности, горы дают пресную воду, энергию и продовольствие – ресурсы, которых в будущем будет все меньше и меньше.
При этом, в горных районах наиболее высокий уровень бедности, и они чрезвычайно уязвимыми под действием изменений климата, обезлесения, деградации почв и других катастроф. Каждый третий житель из горных районов развивающихся стран, страдает от нехватки продовольствия и вынужден жить в нищете и изоляции.
Как отмечают в ООН, необходимо найти новые пути развития, которые открывали бы новые возможности для населения как горных районов, так и низин, что позволило бы искоренить бедность, не нанося дальнейшего ущерба довольно хрупким горным экосистемам.
Вместе с тем, ежегодно в день рождения аргентинского певца Карлоса Гарделя и композитора Хулио де Каро в мире отмечается Международный день танго.
До того времени, как попасть в Европу и стать изысканным аристократическим танцем, танго было танцем-противостоянием скорее между мужчиной и мужчиной.
Это был танец бедных, танец жителей социального дна – портовых рабочих, чужаков, что приплыли за океан в поисках лучшей судьбы, молчаливых бродяг, которые не выпускали изо рта сигареты, а из рук – нож. Только потом в паре одного из мужчин заменила женщина, но дух противостояния (даже в казалось бы полном слиянии) остался. В Европу, а именно во Францию, танго «экспортировал» Карлос Гардель.
Здесь танго получило свою интерпретацию: если в Аргентине танцевали буквально «душа к душе», то европейцы делали его на почтительном расстоянии друг от друга. В Европе танго стало очень популярным уже в 40-х годов ХХ в., когда появилась стилизация этого танца.
Как отметил аргентинский писатель Эрнесто Сабато, «Танго является танцем интровертным, даже интроспективным: печальная мысль, которую танцуют… Сегодня танго является таким же символом Аргентины, как коррида является символом Испании. И нравится нам или нет, правда и то, что такое упрощение несет что-то глубоко правдивое, поскольку танго воплощало основные черты страны, на пороге которой мы стояли: смешение, ностальгию, грусть, крах, драматизм, недовольство, гнев и неуверенность».
В Аргентине 11 декабря был объявлен Национальным днем танго еще в 1977 году. Так же на национальном уровне отмечают день танго и в Уругвае. 30 сентября 2009 года по просьбе городов Буэнос-Айреса и Монтевидео ЮНЕСКО признало танго нематериальным культурным наследием человечества.
События дня:
В этот день, в 1946 году, в целях оказания помощи детям – жертвам Второй мировой войны, был создан Международный чрезвычайный фонд помощи детям (с 1953 года – Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)).
Штаб-квартира фонда находится в Нью-Йорке. В 1965 году ЮНИСЕФ стал лауреатом Нобелевской премии мира. В Украине представительство ЮНИСЕФ открыто в 1997 году.
Даты дня:
177 лет со дня рождения Роберта Коха (1843-1910), немецкого микробиолога, одного из основоположников современной бактериологии и эпидемиологии, лауреата Нобелевской премии по медицине и физиологии (1905).
Научные труды ученого посвящены выявлению возбудителей инфекционных болезней и разработке методов борьбы с ними. Кох открыл и исследовал возбудителей сибирской язвы, холеры, туберкулеза (палочка Коха).
***
138 лет со дня рождения Андрея Бандеры (1882-1941), священника УГКЦ, культурно-общественного деятеля, политика, отца Степана Бандеры.
Отец Андрей Бандера, хоть рано овдовел, сумел воспитать семерых детей, дал им хорошее образование: четыре сына и три дочери были членами национально-культурных и воспитательных организаций, а впоследствии и деятелями националистического подполья. Сам Андрей Михайлович был активным участником становления Западно-Украинской Народной Республики, впоследствии капелланом Украинской Галицкой Армии, деятелем целого ряда общественных учреждений.
После оккупации СССР Западной Украины, он не мог не попасть в поле зрения советских спецслужб. В ночь с 22 на 23 мая 1941 года был арестован как отец «руководителя Краковского центра ОУН Степана Андреевича Бандеры». Сначала находился в Станиславской тюрьме, а затем его перевезли в Киев. 8 июля 1941 года, после так называемого «суда», приговорен к смертной казни.
Через несколько дней отца Андрея расстреляли. Никакой информации о месте его захоронения не известно. Вероятно, он нашел последний покой в Быковне, где в течение 1937-1941 годов хоронили расстрелянных НКВД в Киеве. 8 ноября 1992 года Андрей Бандера был реабилитирован.
***
89 лет со дня рождения Риты Морено (1931), известной американской актрисы пуэрториканского происхождения, певицы, танцовщицы. Она является единственной латиноамериканской актрисой, удостоенной всех главных премий западного шоу-бизнеса – «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони».
Рита Морено (на самом деле Розита Долорес Альверио) родилась в Хумакао в Пуэрто-Рико. Пятилетней вместе с матерью переехала в Нью-Йорк, где уже в 13 лет дебютировала на Бродвее, после чего ее заметили голливудские продюсеры.
Одними из первых фильмов, где актриса сыграла небольшие роли, были «Любимец Нового Орлеана» (1950) и «Поет под дождем» (1952). В 1961 году Рита Морено исполнила роль Аниты в киноверсии бродвейского мюзикла «Вестсайдская история». Именно после этого фильма к актрисе пришла мировая слава, что и подтвердилось победой в номинации «лучшая женская роль второго плана» на церемониях вручения премий «Оскар» и «Золотой глобус».
Кроме того, Рита Морено очень много снималась на телевидении. У нее были роли в таких известных сериалах как «Досье детектива Рокфорда» («Эмми» 1978), «Лодка любви», «Полиция Майами» и «Золотые девочки». Престижную «Тони» Рита Морено получила за участие в бродвейских постановках. В 1985 году она была удостоена «Премии Сары Сиддонс» за свою работу в театрах Чикаго.
В июне 2004 года президент США наградил Риту Морено Президентской медалью Свободы, в феврале 2010 года – Национальной медалью в области искусств. За вклад в киноиндустрию США актриса удостоена звезды на Голливудской аллее славы и награждена почетной премией Гильдии киноактеров США (2014). Несмотря на почтенный возраст, актриса очень активна – снимается в кино, на телевидении, играет в театре. Она – образец элегантности и вкуса.
Годовщина смерти:
День памяти Александра Потебни (1835-1891), украинского языковеда, фольклориста, этнографа, философа. Основоположник т.н. психологического направления в отечественном языкознании. Профессор Харьковского университета.
До того некоторое время работал учителем русской словесности первой Харьковской гимназии (кстати, одной из его учениц была Христя Алчевская, которая оставила о Потебне очень теплые воспоминания). Один из основателей Харьковской общины, где занимался созданием украинских воскресных школ, подготовкой учителей для сельских школ, Харьковского историко-филологического общества (был его председателем у1877-1890).
Александр Потебня является создателем лингвистической поэтики. Его имя дано институту языкознания Национальной академии наук Украины. Ежегодно (с 1977) в институте проводятся Потебнянские чтения; в с. Гришино (на родине ученого) открыто народный музей Потебни. Украинский ученый считал, что каждый народ имеет свой особый склад мысли и сознания, поэтому речь и составляет духовную сущность народа, в которой мировоззрение равно языковой картине мира. «Единственный признак, по которому узнаем народ, к тому же признак незаменный и окончательный – единство языка.
Национальное сознание является большим историческим двигателем, потому что оно – это то связной, который воспроизводит единство данного народа» (А. Потебня). Он выступал против денационализации вообще и украинской в частности, которая была для него тождественна полному упадку.
Он решительно протестовал против указа 1876 года, в результате которого украинский язык, следовательно, и нация, оказались под тяжестью смертного приговора. Ведь нации, которые теряют родной язык и принимают чужой, не имеют духовной самостоятельности и не проявляют инициативы. Александр Потебня знал огромное количество песен, играл на многих музыкальных инструментах. С его голоса записывал песни Николай Лысенко.
В последние годы жизни ученый намеревался перевести на украинский язык античную классику. Начал с «Одиссеи» Гомера, но завершить этот большой труд ученому не удалось. В Украине до сих пор нет полного собрания научных трудов Александра Потебни.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3152002-11-dekabra-pamatnye-daty.html