Из множества древних кремневых наконечников, собранных в музее степной каменной пластики депутата Днепрорудненского горсовета Игоря Троня, о котором я рассказывал вчера и сегодня, мне сразу же в глаза бросился один – искусной обработкой он обратил на себя внимание. На мою ладонь наконечник лег так, будто знал ее с давних давен каменной древности, – с тех пор, когда стрелами с такими преострыми кремневыми наконечниками были вооружены жители края запорожского, наши славные предки.
Найден был этот наконечник на берегу Каховского моря, затопившего, как известно, плавни Великого Луга – того самого, о котором козаки-запорожцы говорили с особой любовью: «Січ – мати, а Великий Луг – батько». Мастерство умельца, изготовившего лежавший у меня на ладони кремневый шедевр, восхищало. Ну, а тот, для кого произведен он был – пять тысяч лет назад, скажем, считался, как я понял, очень опытным и беспощадным к врагам воином. Такой вывод я сделал, оценив зазубринки, нанесенные древним мастером на преострые края наконечника. Наши предки умели защищать свою землю и оружие у них было… разящее наповал.
К слову заметить, хозяин музея, демонстрируя изделия мастеров каменного века, показал также бесформенные кремневые заготовки, которые, возможно, использовались – в тех местах, где природный кремень было не найти, в качестве… монет.