Житель города Энергодара Евгений Караманов владеет редчайшей по нашим временам профессией гончара, первым мастером которой был… сам Господь. И я ничуть не преувеличиваю: если вспомнить священную книгу Бытие, именно из праха земного ведь Господь создал человека, оживив его своим дыханием. Ну, а теперь давайте заменим расплывчатое выражение «прах земной» более понятным словом «глина», из которой, как известно, умелые руки могут вылепить все что угодно, а божественные руки даже человека способны создать, и нам станет очевидно, какой профессией – не умаляя все остальные его божественные качества, владел Господь. Да гончаром же он был! Кстати, слово «гончар» происходит от древнерусского, несколько скрежещущего слова «гърньчаръ», которое обозначает мастера, делающего из глины горшки и обжигающего их в печи. А это как раз и соответствует тому, чем занимается народный мастер Украины Евгений Караманов, с удовольствием передающий свои знания ученикам энергодарской школы «ГончарКа». Но мы с Евгением познакомились еще раньше Энергодара – в селе Днепровка Каменско-Днепровского района, где у мастера – второго, как мы разобрались, после бога, имелась мастерская. В скромном сельском домике она размещалась. Туда мы однажды и заглянули. Предъявляю свой отчет об увиденном. Или репортаж, как такой отчет называется в газетной практике, проиллюстрировать который согласился мой коллега Сергей Томко.
– Какая глина, Евгений, идет в дело? – перво-наперво полюбопытствовал я.
– Наша, днепровская, – объяснил умелец. – Ее испокон века тут для хозяйственных нужд добывали. Хотя для изготовления горшка или кувшина сгодится глина даже самого низкого качества. Она просто должна хорошо разминаться.
Однако, как далее растолковал умелец, прежде, чем глина попадет на гончарный круг, ее нужно долго-предолго готовить: растворить в воде, процедить, подсушить, перемесить, а затем дать отлежаться. Аж… в течение месяца. Примерно с килограмм такой глины и взял для демонстрации своей работы Евгений, поинтересовавшись при этом:
– Что делать-то будем?
– Кувшин! – предложил я и стал наблюдать, как бесформенный кусок «праха земного» постепенно превращается… в произведение гончарного искусства.
Как выяснилось, кроме гончарного круга, Евгений использует два инструмента – гончарный нож, представляющий из себя обычный деревянный скребок, и струну, которой снимает – подрезая, готовое изделие с гончарного круга. Все остальное – традиционная, сугубо ручная работа. Причем работа, требующая достаточных физических усилий. Не случайно раньше за гончарный круг будущий мастер садился только по достижении 21-летнего возраста. И руки у него крепкими должны были быть, и психика устоявшейся: гончарное дело категорически не терпит суеты. Подлинное произведение искусства создать может только тот, у кого в душе Бог присутствует, а в сердце – любовь. Впрочем, любовь в любом деле не лишней будет. Да и от божественной подсказки, насколько я понимаю, ни один, уважающий себя мастер, отказываться не станет.
– Самый большой кувшин или вообще сосуд, какой можно сделать на гончарном круге? – присматриваясь к работе, спрашиваю, тем временем, я.
– По длине локтя мастера. Сантиметров до сорока высотой. Хотя если изготовить его из двух частей, а потом склеить их, получится двойная высота.
– Я вижу, вы безо всяких эскизов работаете. Будущее изделие в голове держите?
– Точно! Только у Бога дозволение испрашиваю на начало работы. А все остальное само приходит.
Как я и подозревал, в работе гончара имеется масса хитростей. Во-первых, тому же кувшину ручка особенная полагается – чтобы женщине удобно нести было. Во-вторых, если кувшин без ручки, его должна обхватывать мужская рука. А женская свободно могла бы входить в него [для мытья]. И особый орнамент [или оберег] на каждом кувшине, изготовленном мастером, должен присутствовать. В виде ужа, который так и называется: уж-охранник.
…Наш кувшин был практически готов [согласно традиции, его, правда, еще предстояло пропитать молоком и обжечь – пропитанный, в печи, но этой части непростой технологии гончарного производства мы касаться не будем], но Евгений не спешил отходить от гончарного круга. Специально для нас он изготовил… монетку. Это не денежка была, а… крохотный горшочек – прообраз современной детской посуды. Такими монетками гончар на ярмарке с покупателями вместо сдачи расплачивался. В качестве детских игрушек монетки-горшочки и использовались. Как и глиняные свистки, которые не гончар, оказывается, изготавливал. Их лепили из глины, приобщаясь к отцовскому промыслу, дети гончара.
*
На снимке: Евгений Караманов со своими гончарными изделиями (фото с его страниц в соцсетях)