Вчера, 25 августа, на входе в Токмакский краеведческий музей открыли мемориальную доску в честь генерала УНР, уроженца Токмака Марко Безручко.
Это тот самый генерал, который сто лет назад, в конце августа 1920 года, под польским городом Замостье остановил Первую конную армию будущего красного маршала Буденного, рвавшуюся на соединение с войсками будущего красного маршала Тухачевского, шедших покорять Европу – совершать мировую революцию, о которой тогда бредили большевики.
Но Тухаческого уже изрядно били поляки. И тогда, поставив перед своими бойцами стратегическую задачу – выйти в тыл наступающей польской группировки, 29 августа Буденный привел Первую конную к городу Замостье [ныне – город Замосць Люблинского воеводства Польши], который планировал взять сходу, без задержек. Вот как события тех дней описал в своем походном дневнике автор романа «Конармия» Исаак Бабель:
«29 августа. Операция на Замостье. Операция, как всегда, несложна, обойти с запада и с севера и взять. Обходим Замостье, части в 3-4 верстах от него. Не подпускают бронепоезда, кроют нас артогнем. Мы сидим на полях, ждем донесений. Ничего не можем сделать с бронепоездами. Выяснилось, что мы не знали, что здесь есть железная дорога, на карте не отмечена, конфуз, вот наша разведка. Мотаемся, все ждем, что возьмут Замостье. Черта с два. Поляки дерутся все лучше.
30 августа. Операция на Замостье продолжается. Все время находимся в виду Замостья, видны его трубы; дома, пытаемся взять его со всех сторон. Подготовляется ночная атака. Мы в 3-х верстах от Замостья, ждем взятия города, будем там ночевать. Поле, ночь, дождь, пронизывающий холод, лежим на мокрой земле. В темноте идет цепь, спешена целая бригада. Через час пошла потеха. Ружейная и пулеметная стрельба, ад, мы ждем, 3 часа ночи. Бой затихает. Ничего не вышло. Все чаще и чаще у нас ничего не выходит. Что это? Армия поддается?
31 августа. Приказ по армии: оставить Замостье. Ворошилов и Буденный все время с нами.
1 сентября. Приказ по армии: отступать, мы окружены, связи ни с кем. Начало конца 1-ой Конной. Толки об отступлении».
Вот вам и не сложная операция!
Между прочим, у командовавшего обороной Замостья Марко Безручко находилось не очень много сил – 6-я Сечевая стрелецкая дивизия. В состав гарнизона Замостья входили также 31-й польский полк и два этаповых куреня. Всего – 3200 штыков, 200 сабель, 12 орудий и три бронепоезда. Буденный же под Замостьем имел впятеро больше штыков и сабель. Недостаток сил Марко Безручко компенсировал грамотным тактическим построением глубоко эшелонированной обороны города. За несколько дней, пока Буденный вел Первую конную к Замостью, саперы поставили линию проволочных заграждений [в некоторых местах – в три-четыре ряда], оборудовав при этом цепь гнездовых опорных пунктов и пулеметных дзотов. Поэтому, даже окружив Замостье со всех сторон, даже спешив конников и бросив их в ночную атаку, Буденный не смог сломить оборону превращенного в крепость города.
И будущий красный маршал повернул назад. План мировой революции накрылся… седлом коня будущего красного маршала)
[Фото от tokmakinfo]