Село Чонгар, информирует Википедия, расположено на полуострове Чонгар и является крупнейшим населенным пунктом полуострова и последним селом на трассе Харьков-Симферополь – перед мостом в Республику Крым. В Чонгаре, получается, заканчивается материковая Украина в целом и Прикрымье – прилегающая к Крыму территория Херсонской области, в частности.
А заканчивается Прикрымье КПВВ «Чонгар» – контрольным пунктом въезда-выезда.
На контрольном пункте – с украинской стороны, людей в эти дни почти нет. Пограничников мы видели, полицейских, да еще несколько странников, возвращавшихся из Крыма. Разговаривать они не пожелали, ограничившись общей фразой: админграницу, мол, прошли без проблем.
Ну и ладно. И мы поехали в Чонгар. Это чуть назад от КПВВ. По крымской трассе, но в противоположном направлении – в сторону Геническа.
В селе нас ждали. Целью нашего визита поинтересовался мужчина средних лет, представившийся… инспектором правоохранительных органов и предъявив для убедительности красную корочку. Вроде бы, сейчас все, включая журналистов, пользуются пластиковыми карточками, но мы придираться не стали: инспектор, так инспектор.
Почему он нами заинтересовался? Оказывается, ему позвонили с КПВВ, сообщив, что какие-то люди, выдающие себя за журналистов, только что крутились возле пункта пропуска, а потом, когда им отказались давать пояснения – без согласования с Администрацией погранслужбы Украины, направились в Чонгар. Не шпионы ли это?
Мы оказались своими. Настроены были вполне доброжелательно. В Чонгар приехали с единственной целью: желали узнать, как изменилась жизнь жителей крайнего села материковой Украины после оккупации Крыма рашистами.
Из общений с чонгарцами, которые, к слову, весьма не охотно отвечали на расспросы, удалось таки выяснить следующее:
жизнь в селе таки изменилась. Причем в худшую сторону. Трасса крымского направления и сам Крым очень помогали сельчанам. И рыбой они торговали на придорожных рынках, и овощи-фрукты возили на полуостров – в Джанкой, в частности. От Чонгара это минут сорок езды на электричке. Конечно, у многих в Крыму остались знакомые и родственники, связь с которыми… почти оборвалась. То есть, рашисты просто напросто разделили один народ. Мирных, трудолюбивых людей. И не только разделили: используя различные провокации, врагами их пытаются сделать;
свою оторванность от мира жители Чонгара особенно ощутили во время карантина. Движения ведь в сторону КПВВ почти не наблюдалось: начиная от Новоалексеевки трасса в крымском направлении – до Чонгара, была совершенно пустой.
Само же село выглядит вполне ухоженным, очень зеленым. Впечатлила центральная улица, похожая на бульвар – с зеленой пешеходной зоной посередине. А вот заброшенные здания – а их в селе, в общем-то, немало, наводили на грустные размышления. Чонгарский тупик, говорили нам сами чонгарцы, характеризуя свою жизнь. «А за сколько дом у вас можно купить? – полюбопытствовал я уже в самом конце наших уличных разговоров. – Чтобы годный для жизни был». Если где-то на краю села, подальше от трассы, отметили мне, можно сойтись на восьми-десяти тысячах. Гривен. Правда, такому жилью таки понадобится ремонт. «Если готовы потратиться, – добавили сельчане, и если у вас будет на что жить, не имея в селе работы, приезжайте. Места у нас замечательные!».
Я обещал подумать.
[Фото автора]
КПВВ “Чонгар”
В Чонгаре
В Чонгаре