В жизни не бывает случайностей, а многие кажущиеся случайности порой оборачиваются неожиданными открытиями. В подтверждение – недавний пример из моей жизни.
Весной 2000 года запорожский еженедельник «МИГ» опубликовал мой материал об уроженце Ореховского района, Герое Советского Союза, боевом летчике-истребителе, сбившем в войну 19 немецких самолетов, полковнике ВВС Владимире Левитане, который… поставил себе памятник – на кладбище.
После смерти жены – в 1979 году, Герой обратился к знакомому скульптору – надо бы, мол, памятник на могилу сделать. И тот предложил… сделать двойной памятник – обоих супругов в граните запечатлеть. «Ну как же, – недоумевал Герой, – я же живой еще… Нехорошо вроде бы». – «А мы его обрубим», – по-простому предложил скульптор. И бюст Героя срубили с общесупружеского памятника и он… два десятка лет, упакованным в брезент, стоял в геройском гараже. До тех пор, пока Герой ни надумал вернуть его на положенное ему место – на кладбище.
Осенью 2000 года под этим бюстом Героя и похоронили.
Пару дней назад я вспомнил об той истории и вновь рассказал ее своим читателям – тем, которые пробегают мои материалы на сайте «МИГа» и друзьям в соцсетях. Вот почему-то возникло такое желание – поведать о случае с памятником.
А потом, после пересказа давней истории, я полистал свои архивные записи – а у меня, как у того одноглазого шахматиста из ильфо-петровского клуба Четырех коней, все ходы записаны), и узнал фамилию автора памятника Герою и его жене.
Это скульптор Николай Соболь.
На веб-странице Запорожской организации Национального Союза художников Украины мне подскали, что он
родился 3 февраля 1937 года, а умер 20 мая 2002-го.
С 1966 года работал по специальности в Запорожском художественно-промышленном комбинате. С 1967 года член НСХУ. Основные его произведения: памятники «Тревожная молодость», «Феликс Дзержинский», «Андрей Первозванный».
При свержении Фантомаса, как Тревожную молодость называли запорожцы, и Железного Феликса, оказавшегося вовсе не железным, а… гранитным), я лично присутствовал. А Андрея Первозванного, оказывается, возводил, образного говоря, на пьедестал – в 2003 году, сын скульптора [тоже Николай, рано, к сожалению, умерший – в сорок лет, в 2005 году]. И получалось, что в Запорожье зримой памяти о скульпторе Николае Соболе вообще не осталось. И тогда Герой Советского Союза, боевой летчик-истребитель подсказал: есть такая память – на мою могилу обратите внимание.
При нашей встрече – весной 2000 года, я, конечно же, спрашивал мнение Героя о работе скульптора, который, условно говоря, был крестным отцом Фантомаса и Железного Феликса. И услышал в ответ:
– Грандиозно!
В жизни не бывает случайностей…
Владимир ШАК
*
Что я ранее рассказывал о Герое:
Как в Запорожье Герой Советского Союза себе памятник поставил… на кладбище