В воскресенье, 20 октября, в Запорожье презентовали мурал с портретом генерала армии УНР Марко Безручко, который с 1920 года большевистским режимом Советской России, а затем и Советского Союза считался «врагом народа». Еще бы! Ведь уроженец запорожского города Токмака, где он родился 31 октября 1883 года, в конце августа 1920 года в польском городе Замостье [сейчас Замосць] остановил московскую орду, намеривавшуюся «распахнуть дверь коммунистической революции в Европе», как хвастливо заявлял большевистский теоретик Лев Троцкий. «Вперед, на Запад! На Варшаву! На Берлин!» – вторил ему будущий красный маршал Михаил Тухачевский, добавляя при этом: «На штыках мы принесем трудящемуся человечеству счастье и мир».
Между прочим, когда в 1938 году Марко Данилович, проживавший в то время в Польше, был награжден польским орденом Военной доблести [«Virtuti militari»], вручаемым за выдающиеся боевые заслуги, он поблагодарил поляков за оказанную честь и… отказался от ордена, заявив, что воевал не за Польшу, а за Украину.
*
Как известно из истории, для Красной Армии самым неудачным месяцем во всей советско-польской кампании оказался август 1920 года. В частности, 16 числа началось контрнаступление польских войск, и красные, которых вел на Запад Михаил Тухачевский, стали сдавать позиции. Однако в распоряжении большевиков имелась мощнейшая мобильная группа – Первая конная армия Семена Буденного. Движение на север [из-под Львова] армия начала 20 августа.
Поставив перед своими бойцами стратегическую задачу – выйти в тыл наступающей польской группировки, 29 августа Буденный привел Первую конную к городу Замостье, который планировал взять сходу, без задержек.
Вот как события тех дней описал в своем походном дневнике автор романа «Конармия» Исаак Бабель [тот самый, против которого в 1924 году выпустит статью лично Буденный, озаглавив ее весьма красноречиво: «Бабизм Бабеля»)]:
«29 августа. Операция на Замостье. Операция, как всегда, несложна, обойти с запада и с севера и взять.
Обходим Замостье, части в 3-4 верстах от него. Не подпускают бронепоезда, кроют нас артогнем. Мы сидим на полях, ждем донесений. Ничего не можем сделать с бронепоездами. Выяснилось, что мы не знали, что здесь есть железная дорога, на карте не отмечена, конфуз, вот наша разведка.
Мотаемся, все ждем, что возьмут Замостье. Черта с два. Поляки дерутся все лучше.
30 августа. Операция на Замостье продолжается. Все время находимся в виду Замостья, видны его трубы; дома, пытаемся взять его со всех сторон. Подготовляется ночная атака. Мы в 3-х верстах от Замостья, ждем взятия города, будем там ночевать. Поле, ночь, дождь, пронизывающий холод, лежим на мокрой земле. В темноте идет цепь, спешена целая бригада. Через час пошла потеха. Ружейная и пулеметная стрельба, ад, мы ждем, 3 часа ночи. Бой затихает. Ничего не вышло. Все чаще и чаще у нас ничего не выходит. Что это? Армия поддается?
31 августа. Приказ по армии: оставить Замостье. Ворошилов и Буденный все время с нами.
1 сентября. Приказ по армии: отступать, мы окружены, связи ни с кем. Начало конца 1-ой Конной. Толки об отступлении».
Вот вам и не сложная операция!
Как же была остановлена конница Буденного, кто не позволил ей выйти в тыл полякам, теснившим войска Тухачевского? Чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к изданному в 1956 году в Торонто сборнику «Оборона Замостья».
Из него мы и узнаем, что обороной города руководил полковник Марко Безручко, в подчинении у которого находилась 6-я Сечевая стрелецкая дивизия. В состав гарнизона Замостья входили также 31-й польский полк и два этаповых куреня. Всего – 3200 штыков, 200 сабель, 12 орудий и три бронепоезда. А Буденный под Замостьем имел впятеро больше штыков и сабель.
Недостаток сил Марко Безручко компенсировал грамотным тактическим построением глубоко эшелонированной обороны города. За несколько дней, пока Буденный вел Первую конную к Замостью, саперы поставили линию проволочных заграждений, оборудовав при этом цепь гнездовых опорных пунктов и пулеметных дзотов. Поэтому, даже окружив Замостье со всех сторон, даже спешив конников(!) и бросив их в ночную атаку, Буденный не смог сломить оборону превращенного в крепость города.
И командарм повернул назад.
Воинское мастерство уроженца Токмака было оценено по достоинству: за победу над Буденным полковник Марко Безручко получил звание генерала.
*
Умер Марко Данилович в Варшаве 10 февраля 1944 года. В Варшаве его и похоронили.
Владимир ШАК
[Фото из открытых Интернет-источников]
Генерал из Токмака Марко Безручко
Марко Безручко и Симон Петлюра принимают парад украинских войск в Киеве, 1920
Могила генерала в Варшаве [неверно указана дата рождения – 1893-й вместо 1883-го]
Министр обороны Польши Антони Мацеревич возложил цветы к могиле Марко Безручко, 2016
Во Вроцлаве открылась кольцевая развязка, которой присвоили имя генерала армии УНР Марко Безручко, 2018