Ровно 125 лет назад в Медовом городе на Молочной реке родился великий – безо всякого преувеличения, художник Александр Тышлер, мистификатор и фантазер, который в продолжение пятидесяти лет своей жизни рисовал великого героя из города Гуляйполя – батьку Махно, конечно же. И ничего ему за это не было. При том, что власть никогда не жаловала художника из Мелитополя вниманием и добрым словом.
Последний – по времени, портрет легендарного атамана из Гуляйполя Александр Тышлер написал за четыре года до своей смерти – в 1976 году. Он перед вами и называется… «Махно на белом коне». Удивлены? А я поначалу был почти шокирован, когда, собрав махновскую серию Александра Тышлера – что нашлось в Интернете, разобрался, что Нестора Ивановича он всегда, в продолжение пятидесяти лет, рисовал… в образе женщины. Могло в связи с этим показаться, что Тышлер высмеивает батьку, изображая его… совершенно не таким, каким мы помним мятежного Нестора по сохранившимся портретам. «Вы учтите, – вовремя направили мои мысли в нужно русло понимающие люди, – что он был театральным художником, мир видел по-своему». Плюс – склонность Тышлера к мистификациям. К слову заметить, и Нестор Махно в юности играл в театральном кружке в Гуляйполе. Как он сам писал, «желал стать артистом и смешить зрителей». Вот и пересеклись два артиста, два мистификатора. Театр – это ведь всегда мистификация.
Рассказывают, что в Мелитополь в 1918 году отряд батьки Махно въехал под видом… свадебного кортежа. При этом роль невесты исполнял сам батька. «Махно в роли невесты», – так называется одна из первых работ Александра Тышлера из его серии «Махновщина». Картина написана в 1926 году. Она очень динамична: конь Махно, которого едва сдерживает махновец, рвется вперед. У «невесты» взметнулась фата. Крепкой, явно не женской рукой она тоже пытается сдержать коня. А тот рвется вперед. Лично я работу эту, выполненную в черно-красно-белых тонах [карандашом и чернилами], вот как объясняю: густую ночную предгрозовую мглу рассеяла вспышка молнии, выхватив из ночи театрально-свадебный кортеж батьки Махно. Да и не кортеж это вовсе, а… воля вольная, если хотите. Гуляйполе в лицах.
«Махно перед зеркалом» – еще одна работа Тышлера из махновской серии, относящаяся к 1933 году. Нестор Иванович тут – снова в образе женщины, вглядывающейся в свое отражение в круглом зеркале, поставленном на тачанку. Из-под светлого платья, которое Махно слегка приподнял, выглядывают мужские сапоги. Да и угловатая фигура выдает в «даме» решительного, отнюдь не романтичного мужчину, которому всячески стараются угодить окружающие. Один из них даже поросенка батьке на обед принес.
Есть также у Тышлера картина «Махно в гамаке». Кстати, присутствующий на ней конь – нет, не в пальто – в шляпе. Эту симпатичную, очень украшающую коня шляпу Тышлер повторит в двух своих, на мой взгляд, самых лучших махновских картинах: в 1950 году это будет «Махно на коне», а в 1976-м – «Махно на белом коне». Как бы сказали критики, батька в этих работах… героизирован. А Махно 76-го года откровенно женственен. В нем уже не угадываются мужские черты. Только карабин за плечами и сабля на боку свидетельствуют о решительном характере всадника, восседающего на коне в шляпе. Не ошибусь, предположив, что этой картиной великий художник передал образ… великого героя, героя-победителя. Или, что точнее, изобразил Победу, передав ее зрителям в образе Махно. И конь-то на картине как шагает – торжественно, как на параде. Как на параде победы. Нашей общей Победы. По сути, этой картиной Александр Тышлер отомстил за атамана из Гуляйполя всем: негодяям-большевикам и советской власти, создававшим из народного героя бандита, обществу, поверившему негодяям.
Так мне думается.
Владимир ШАК