Yurii Kerpatenko refused to bow to Russian orders, – статья под таким заголовком была опубликована на сайте The economist
Судьба Херсонской области, полностью захваченной российскими оккупантами, частично освобожденной, постоянно была нашей болью. Как и судьба родной Новой Каховки, где недавно погиб одноклассник, и где до сих пор остаются в опасности братья, мужья моих подруг, а также несколько тысяч людей, с которыми мы долго жили рядом.
Статью о дирижере я перевала, намерено на русский язык.ю чтобы поделиться с родственниками и одноклассниками в россии. Там об этом ни слова. Лишь сайт The economist дал по случаю этого трагического события публицистику, а не гороскопы и развлекающий формат подачи новостей, как многие другие СМИ.
Статья Yurii Kerpatenko refused to bow to Russian orders была опубликована 20 октября 2022 года. Ссылка https://www.economist.com/obituary/2022/10/20/yurii-kerpatenko-refused-to-bow-to-russian-orders?frsc=dg%7Ce&fbclid=IwAR1DXNuzpoVeTSLYHGN4bEctKLLLYBIkdkj5naH57vG0kAp5VTfhG5ZbWNA
“Дирижер из Херсона, вероятно, был убит где-то в сентябре в возрасте 46 лет.
…Когда пришло приглашение, это была своего рода лесть. Юрия Керпатенко попросили провести концерт в Херсоне, его родном городе, к Международному дню музыки 1 октября этого года. Как обычно, он должен был дирижировать своим камерным ансамблем «Гилея» из примерно 15-ти лучших музыкантов Херсонской областной филармонии.
Он и они были фаворитами в городе. Играли все: классические произведения, фрагменты из опер, современные и старинные романсы, джаз, украинские народные мелодии. С 2000 года он был главным дирижером, совмещая эту работу в течение десяти лет с работой главного дирижера в городском музыкально-драматическом театре имени Николая Кулиша, где также устраивал мероприятия на любой вкус. Во время концертов в театре, когда приходила публика, его музыканты играли в фойе. Юрий в черном галстуке был первым, кого увидели посетители концерта, гарантируя хороший вечер впереди. Хотя сам он не стал бы афишировать. Часто он просто стоял среди своих игроков, торжественная и деловитая фигура в очках и немодной челке, направляя их размеренным взмахом обеих рук или, для свинга или танго, пританцовывая и покачиваясь.
Его инструментом был аккордеон, за который он получал призы еще со школы. Он выступал во Франции и Италии. Он любил аккордеон, потому что в дуэте со скрипкой – это был звук Украины. Его сочинения в фольклорной традиции – такие, как «Осенняя поэма», исполняли ансамбли народной музыки, и он тоже играл в качестве исполнителя, скромно стоя среди музыкантов, несмотря на свою известность.
Тем не менее, он призывал Украину утвердить свою государственность, ориентируясь на Запад. В рамках кампании «Мы украинцы» в 2019 году его классические записи [прежде всего Верди и Моцарта] звучали в библиотеках соседних сел, чтобы вдохновить младших школьников захотеть быть частью Европы.
Поэтому неудивительно, что его попросили провести «международный» концерт в Херсоне 1 октября. Но и неудивительно, что он категорически отказался. Ибо со 2 марта Херсон, южный город на Днепрк, неподалеку от места, где великая река впадает в Черное море, находился под российской оккупацией. Горожане сопротивлялись, но были подавлены военной машиной врага. Протесты были разогнаны боевыми выстрелами и сотнями арестов. Многие из арестованных исчезли; другие участники сопротивления были похищены. В штабе военно-гражданской администрации по коридорам раздавались крики. На городском кладбище в спешке были вырыты сотни новых могил. Тем временем еды, воды и лекарств стало не хватать, и те, кто мог это сделать, покинули это место.
Однако Юрий Керпатенко остался и высказался. На своей странице в Facebook его главной эмоцией было недоумение. Он был украинским патриотом. Он также был русскоязычным, воспитанным на русской музыке и русской культуре. Киевская консерватория, его альма-матер, была названа в честь Чайковского, и ее поддерживал Рахманинов, композиторы, которых он обожал. У него были друзья в России.
Но что такое Россия сейчас? Все типы КГБ и НКВД, работающие в концлагерях.
Путин направил на него оружие, пытаясь превратить Украину в Новороссию. Он не мог не знать о Тамерлане, который любил строить пирамиды из черепов тех, кто ему не подчинялся.
Почему человечество вообще пошло на войну? Разве не было лучших способов, таких как инвестиции и сотрудничество?
Ему нравилось размещать хоть какие-то посты, подчеркивающие благородство человека: список поисковых систем по академическим журналам и редким книгам, с фотографией Длинного зала в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине; и видео, на котором Клаудио Аббадо дирижирует Первой симфонией Малера, гимном Матери-Земле. Но он также процитировал непоколебимый воинский кодекс самурая: «Живи так, как будто тебя не существует».
Во время оккупации музицирование, особенно более легкое, затихло. Это казалось ему правильным. В 2014 году он уволился из Музыкально-драматического театра из-за чего-то подобного. В феврале того же года, во время двухдневного траура по погибшим на Майдане в Киеве во время Оранжевой революции, свергнувшей Виктора Януковича, директор театра настоял на проведении концерта под названием «Диско, Ретро, Джаз». Тогда было возмутительно играть такую музыку, даже в «заунывном стиле», как лукаво предложил директор, и дирижировать он отказался. … Как онлайн, так и офлайн, он имел привычку воевать с ветряными мельницами. Он делал все, что мог, чтобы защитить свои оркестры и саму музыку.
Очевидно, что октябрьский концерт был придуман военно-гражданской хунтой для распространения лжи о том, что Херсон был мирным, цивилизованным местом под властью России. Даже на концерты проводят! У филармонии был новый руководитель и новый художественный руководитель, назначенные русскими, которые уговорили музыкантов играть. Некоторые нуждались в угрозах; другие с радостью подчинились. Для Юрия это сотрудничество было самым болезненным, коварным, что он видел в своем городе. Януковича, марионетку Москвы, выгнали из Украины раз и навсегда, но кто-то вроде Владимира Сальдо, главы хунты, был локальным, каким-то постоянным, своим и не своим, а теперь другом врага.
Предположительно, в сентябре дирижер Керпатенко дал категорический отказ. Именно тогда, в день его рождения 9 сентября, его онлайн-голос умолк, а друзья и родственники за пределами Херсона не слышали ни слова. В середине октября выяснилось, что российские спецслужбы приходили к нему домой, чтобы поговорить с ним. Когда он дал им туманный ответ, они сказали, что вернутся. Через несколько дней они вернулись с автоматом, из которого выстрелили в парадную дверь, сразу убив его.
Поступок был бы таким же гнусным, если бы он был фермером или владельцем магазина. Но его статус музыканта придавал ему особый символизм. В одном из своих аргументов в Facebook его антагонист насмехался над понятием «искусство войны». Искусство и война явно противостояли друг другу. Цитируя Семена Бычкова, родившегося в России дирижера Чешской филармонии и страстного противника войны в России, «искусство… связано с духовностью, то есть с поддержкой людей, а не с их падением. И с этим приходит определенная ответственность»”.
Справедливости ради надо сказать, что сайт Херсон.онлайн, под рубрикой «Новости российской культуры». сообщил, что к 1 октября, международному дню музыки, российские военные вместе с работниками филармонии планировали провести праздничный концерт с участием камерного оркестра «Гилея». Однако дирижер оркестра Юрий Керпатенко отказался от выступления.
Первым об убийстве Керпатенко сообщил в Facebook его друг и коллега Терентий Шевченко. По его словам, когда дирижер отказался впустить в квартиру военных, они выстрелили в него прямо через дверь…
Биография музыканта опубликована в украинской Википедии, с указанием даты и места смерти – 28 сентября 2022, г. Херсон.
Юрій Леонідович Керпатенко (9 вересня 1976, м. Херсон Херсонської області, УРСР — 28 вересня 2022, м. Херсон) – український диригент, оркестровщик, баяніст. Головний диригент Херсонського музично-драматичного театру ім. Миколи Куліша.
Народився у Херсоні.
Музикою почав займатися з семи років. Із відзнакою закінчив 1991 року ДМШ №1 по класу баяна у викладача А. В. Коструба. Під час навчання неодноразово виборював перші місця в обласних конкурсах серед учнів музичних шкіл.
У тому ж 1991 р. поступив до Херсонського музичного училища в клас викладача В. І. Мельниченка. Під час навчання неодноразово ставав лауреатом регіональних і республіканських конкурсів виконавців на народних інструментах, зокрема лауреатом II премії на республіканському конкурсі серед учнів музичних училищ, який проходив у Херсоні [1995 р.]. Музичне училище закінчив у 1995 році по класу баяна [викл. В. І. Мельниченко, Леонід Воробйов], факультативно навчався композиції у класі Ю. В. Валерштейна. Написав низку творів для баяна, фортепіано, народного та камерного оркестрів, які увійшли в репертуар народного оркестру ХМУ, різних ансамблів народних інструментів, камерного оркестру «Гілея» Херсонської обласної філармонії. Того ж року став лауреатом II премії республіканського конкурсу народних інструментів, який проходив у Херсоні.
2000 року закінчив Київську Національну музичну академію ім. Петра Чайковського з класу баяна [викладачі проф. В. С. Паньков і Ю. В. Федоров], а в 2004 – кафедру оперно–симфонічного диригування [викладач – народний артист України В. Б. Гнєдаш, професор Л. М. Колодуб].
В якості головного диригента камерного оркестру «Гілея», 2000-го року розпочав трудову діяльність в Херсонській обласній філармонії[6]. Колектив брав участь у фестивалі камерної та симфонічної музики «Травневі зустрічі» [2005 р., м. Кіровоград], фестивалі камерної музики «Амадеус» [2006 р., м. Херсон], міжнародному конкурсі «Академічного мистецтва юнацтва» [м. Нова Каховка]. У лютому 2015 року Юрій Керпатенко разом із Владиславом Білявським диригували концертом до ювілею народного артиста України Григорія Вазіна, засновника та протягом чверть століття керівника камерного оркестра «Гілея».
З 2004 року – головний диригент Херсонського музично-драматичного театру ім. Миколи Куліша, де був ініціатором створення театралізованих оркестрових програм «Чарівна музика оркестру», «В полоні музики, театру і кіно». У травні 2010-го разом з трупою театра виїздив до міста Ножан-сюр-Марн під Парижем, для участі у програмі «Гуляй, славяне!» у якості баяніста. Активно працював як оркестровщик, виконуючи замовлення для ансамблів та оркестрів.
13 жовтня 2022 року з’явилося повідомлення про розстріл російськими окупантами Юрія Керпатенка у власному будинку. Інформацію про це опублікувала кореспондентка Олена Ваніна: “Сьогодні стало відомо, що диригента Херсонської філармонії розстріляли окупанти. Він відмовився із ними співпрацювати. Вони сказали: «Ми до тебе ще прийдемо». Прийшли до нього додому і там розстріляли. Мені хотілося б, щоб вся Україна про це знала. То був дуже талановитий диригент, а особливо аранжувальник”.
Був одружений, мав доньку.
Инесса АТАМАНЧУК, по материалам открытых Интернет-ресурсов