Кто на фото
Девушка с погонами с чужого плеча
Пару лет назад, когда я писал очерк об этой девушке во флотском кителе и с погонами с чужого плеча – на месте двух звездочек остались только дырочки от них, мне очень не хватало именно этого, очень живого снимка. Увы, тогда я его не нашел и очерк из цикла «Гальбштадские истории» опубликовал совсем с другими – не очень качественными, сделанными наспех, фотографиями девушки, служившей в годы войны с немцами в 255-й бригаде морской пехоты и высаживавшей в составе десанта на Малую землю. И получившей тяжелое ранение в бою. Очерк я назвал так: «Фронтовая любовь Генсека». Вот первый абзац из него: «На легендарной Малой земле будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев встретил девушку, которую называли… Рыжей полундрой. Родом она была из города Молочанска Запорожской области. Основанный меннонитами, до 1915 года он назывался Гальбштадтом. Память о Рыжей полундре «дарагой леонид ильич» хранил до конца жизни».
Мария Педенко, как именовалась в жизни Рыжая полундра, родилась 21 июня 1920 года. В 1939 году – после окончания молочанской средней школы №2, поступила в Днепропетровский педагогический институт, но училась там не долго: тяжело заболел отец, пришлось содержать семью. А на следующий день после 21-го дня рождения Марии началась война…
Должность у Марии, которую морпехи чаще называли на морской лад – Мариной, поначалу была более, чем скромная: библиотекарь. Однако дел у нее на фронте было, как говорится, под завязку: кроме того, что она рукописную газету «Полундра» выпускала и распространяла «Информационные листки» от политотдела, в бою ей приходилось исполнять обязанности санинструктора. Потом она обо всем этом напишет во «Фронтовом дневнике», над которым работала в городе Токмаке и который был опубликован в декабре 1945 года. А потом его дважды переиздали. Короткая цитата из него: «Свист пуль, визг мин, снарядов, вой сирен немецких самолётов, лязг и грохот танков. Немцы идут с автоматами и ручными пулемётами. Все мы, начиная от помначштаба Костюка и до 15-летнего моряка Юркевича, воспитанника краснофлотцев, бросаемся навстречу фрицам, отражать их атаки. «Диски, диски!» – с разных сторон кричат краснофлотцы. Оставляю на время раненых и набиваю патронами магазины автоматов. «Дочка, Полундра дорогая, связывай по пять гранат», – кричит мне Костюк, когда с рёвом и грохотом идут на нас танки…» К сожалению, Марина-Мария рано ушла из жизни – 11 декабря 1957 года, когда ей было 37 лет. А в 1985 году – после обращения запорожцев в Союз писателей Украины, ее приняли в ряды этого творческого союза. Посмертно. Уникальный случай.
*
Обнаружив этот архивный снимок Марии – с погонами с чужого плеча, я сразу понял, что сделал его профессионал. Видимо, фронтовой фотокорреспондент. И не ошибся. Это работа морского офицера Александра Бродского, родившегося в 1903 году в Санкт-Петербурге, в семье полтавского мещанина. В годы войны с немцами Александр работал корреспондентом фотохроники ТАСС. Марию Педенко встретил в первой половине 1944 года. Знаю это наверняка потому, что 2 июля 44-го, заполняя на нее наградной лист – представление к награждению орденом Отечественной войны, командир Марии указывает, что звание у нее – лейтенант. А на снимке Александра Бродского она – младший лейтенант. Об этом фотомастере, кстати, говорили, что он умел на своих фотографиях сакцентировать внимание на главном, а если делал портрет, то старался передать характер своего героя. В полной мере это относится и к портрету Рыжей полундры – Марины-Марии из запорожского города Молочанска. Просто потрясающий снимок. Сначала, конечно же, обращаешь внимание на выразительное лицо очень сосредоточенной девушки в морской форме, чуть опустившей глаза. Потом обращаешь внимание на нашивку за тяжелое ранение – золотистый галун на груди у девушки. А когда замечаешь у нее на погоне две дырочки от звездочек, выше которых находится еще одна звездочка, возникает мысль: неужели эту героическую девушку, получившую в бою тяжелое ранение, разжаловали и она из старшего лейтенанта превратилась в лейтенанта младшего? Но тут же возникает мысль: по возрасту, вроде бы, ей рано быть старшим лейтенантом. Наверное, она, сняв с раздобытых где-то – подаренных, например, погон старшего лейтенанта две звездочки, привела их в соответствие своему званию – младшего лейтенанта флота.Спасибо за глубокий снимок автору, капитану третьего ранга Александру Бродскому, который приходился отцом
поэту Иосифу Бродскому, лауреату Нобелевской премии по литературе 1987 года [с 1972 года постоянно проживал в США, умер в 1996 году].
Честно говоря, я был безразличен к творчеству нобелевского лауреата, но одно его стихотворение просто шокировало меня. Называется оно «На независимость Украины». Это из него:
Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит.
Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит.
И это – тоже:
С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса.
Не должен так писать поэт, даже если он пребывает в дурном расположении духа. Не должен он оскорблять народ, выбравший свое будущее. Поэт может ошибиться, народ – никогда. Какими они, получается, были разными – Бродский-отец и Бродский-сын.