Восемьдесят лет назад в СССР был утвержден макет нового боевого самолета, который в историю авиации вошел под названием БШ МоВ – Бронированный Штурмовик Можаровского-Веневидова, и который даже внешне категорически отличался от существовавших тогда летающих машин: у него винт располагался… за кабиной пилота. По сути, это был самолет-танк. Причем авторами проекта стали два авиационных конструктора-оружейника: бердянец Георгий Можаровский и уроженец Санкт-Петербурга Иван Веневидов. Будучи на то время лучшими в СССР специалистами авиавооружения, они для своего самолета придумали и особую систему вооружения: кроме бомб и реактивных снарядов, их бронешутрмовик должен был быть оснащен подвижной стрелково-пушечной установкой [или комбинированной артиллерийской батареей], позволявшей пилоту, если не вдаваться в технические тонкости, вести огонь по цели и точно, и максимально эффективно. Требовалось только в момент атаки выдерживать определенные высоту и скорость. Увы, самолет-танк, над которым работал талантливый конструктор из Бердянска, в производство запущен не был. Почему, расскажу позже.
Между прочим, когда в ночь на 28 июня 1944 года советская бомбардировочная авиации совершила воздушный налет на занятый немцами железнодорожный узел Барановичи и находившуюся неподалеку немецкую авиабазу, с первой волной бомбардировщиков на базу зашел американский штурмовик Douglas A-20G, поступавший в СССР по ленд-лизу. Оснащенный автоматической комбинированной артиллерийской батарей Можаровского-Веневидова, он не позволил подняться в воздух немецким истребителям из группы прикрытия: расстрелял их на земле. И, согласно сообщению Совинформбюро, в ту ночь в Барановичах было зарегистрировано 23 больших пожара: горело все – и авиабаза, и железнодорожная станция.
На снимке: Георгий Можаровский и бронированный штурмовике БШ МоВ
[Фото из открытых Интернет-источников]