Запорожский священник Игорь Савва: “Церковь – это не иерархическая власть епископов, а верующие люди”

Запорожский священник Игорь Савва: “Церковь –  это не иерархическая власть епископов, а верующие люди”

Церковь святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии первой из приходов УПЦ МП в Запорожской области 18 января официально присоединилась к Православной Церкви Украины (ПЦУ). Соответствующий Указ на служение и антиминс духовному руководителю церковной общины протоиерею отцу Игорю Савве 18 января выдал митрополит Переяслав-Хмельницкицй и Вишневский ПЦУ Александр.

Община собирается в небольшом зале № 200 в здании по улице Победы, 63, где проходят беседы с прихожанами, чтения Евангелия и богослужения. В их числе по субботам в 17.00 – молебен за Украину и заупокойное богослужение за погибших защитников нашей страны.    

Присоединение произошло не совсем обычным образом.

За что священнику выдали запрет на служение

Напомним, что в марте прошлого года отец Игорь был запрещен к служению в церкви святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии [храм которой располагался на территории горбольницы № 9] архиепископом Запорожским и Мелитопольским УПЦ МП Лукой.

“Меня запретили к служению с нарушением всех канонов, и причина была подложной, – вспоминает отец Игорь. – В церкви так устроено, что все священники подчиняются иерархии. А церковный человек воспитывается в духе смирения и послушания. Но это не исключает того, что в какой-то момент он начинает задумываться, а чью же волю он исполняет – Христа или начальства. Смирение и послушание – духовные категории, а не рабство. В Московском же патриархате они были искажены. Там складывались украинофобные настроения – от епископа до прихожан”.

Политизация УПЦ МП началась давно. Запорожцы помнят, как некоторые священники еще в 2004 году призывали прихожан голосовать за Виктора Януковича, пугая паству тем, что если победит прозападный кандидат, то у верующих головы полетят. Естественно, этого не случилось.

В 2014 году ситуация обострилась. “То блаженнейший Онуфрий [предстоятель УПЦ МП – ред.] демонстративно показал пренебрежение к украинским героям войны. То последовал отказ священнослужителя отпевать младенца, крещенного в УПЦ КП.

Это некоторые медийные случаи, я не буду на них останавливаться. Но себе я все чаще задавал вопрос: могу ли дальше оставаться в этой среде и безмолвно поддерживать то, чего душа не принимает?” – говорит отец Игорь.

Священник не скрывал своих взглядов, и его запретили к служению. Однако община отца Игоря поддержала, несмотря на то, что прихожане лишились храма. Выражаясь мирским языком, церковь святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии оказалась в изгнании, отчасти добровольном.

“Единство для христиан – желанная цель”

Несколько месяцев община искала свой путь. Надежду на лучшее внушали активизировавшиеся в апреле прошлого года процессы объединения и создания Православной церкви Украины.

“Единство для христиан – желанная цель”, – говорит отец Игорь. И члены общины общались с представителями других христианских конфессий – запорожскими православными Киевского патриархата, католиками, греко-католиками, протестантами, которые относились к православным доброжелательно и без настороженности.

“У них церковь – для людей, для их объединения в любви к Богу и ближним, –   говорит прихожанка Людмила. – А мы столько лет были в церкви МП и начали чувствовать, что служба не объединяет, становится фальшивой… Потому решили служить своей общиной. Конечно, были болезненные переживания, потому Томос мы восприняли с радостью. Для меня это очень важное событие, которое имеет большую перспективу. Мы сохраним свою индивидуальность, но вольемся в единую церковь”.

Так и случилось в январе 2019 года. Отец Игорь Савва обратился к митрополиту  Переяслав-Хмельницкому и Вишневскому Александру [одному из двух иерархов УПЦ МП, которые приняли участие в объединительном Соборе], который получил от Вселенского патриарха Варфоломея благословение на период становления ПЦУ собирать под свой омофор пожелавшие к ней присоединиться приходы МП.

Как было сказано выше, владыка Александр дал отцу Игорю Савве указ  на служение и выдал антиминс [плат, который расстилается на престоле во время совершения таинств, важный канонический атрибут].

От византийской обрядовости – к духовным смыслам

“Глубинные процессы творения поместной церкви только начинаются, – размышляет отец Игорь. – Она не должна унаследовать «советские» методы церковного строительства, включавшие вмешательство спецслужб в церковную жизнь”.

“Ми надіялися і вірили у створення єдиної української церкви, – говорит 23-летний прихожанин Антон,але я не очікував, що це відбудеться так швидко. І це надихає. Сподіваюся, що церква буде розвиватися плавно й більше орієнтуватиметься на молодь. Бо нині молодь бачить консервативний організм, що застряг у середньовіччі. На мою думку, треба відходити від візантійської обрядовості і більше знаходити сенсів”.

Его поддерживает прихожанин Владимир, который примкнул к общине несколько месяцев назад: “Я был прихожанином МП, ходил с семьей в другой храм, но не смог больше видеть, как некоторые священники совершают далекие от Бога поступки и не каются. Конечно, не все они такие, есть и хорошие добрые люди, и надеюсь, они  когда-нибудь тоже присоединятся к ПЦУ.

Служить нужно с чистыми помыслами. Так сумел организовать свой приход отец Игорь. Мы читаем Евангелие, многое познаем. Я бывал во многих православных лаврах, но за последние пять месяцев в церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии узнал больше, чем за предыдущие годы”.

Соборноправность – вместе строить жизнь вокруг Христа

В небольшом помещении на Победы, 63, по-домашнему уютно. Удобные лавки, скромные церковные атрибуты, музыкальные инструменты. Невооруженным глазом видно, что отношения между священником и прихожанами теплые и доверительные. Это какой-то иной уровень духовного общения.

“Когда в начале 20-го  века образовывалась Украинская автокефальная церковь, – размышляет отец Игорь, – принципом ее существования была соборноправность. Не жесткая иерархия власти, а некое подобие демократии, когда народ принимает участие в делах церковного управления. Собственно, цель церкви – приводить людей ко Христу, а не только быть местом, куда люди могут прийти время от времени за своей нуждой. Ее исконно православная модель – это не иерархическая власть епископов, а верующие люди, которые составляют ядро общины. Ряд семей, которые построили жизнь вокруг Христа.

Мне кажется, что Православная Церковь Украины может формироваться по этим приниципам. Конечно, такие изменения невозможны сверху. Церковная структура будет упорядочиваться не один год. Но главное, на что мы должны обратить внимание, – на воспитание терпимого отношения к разнообразию церковной жизни. Блаженному Августину приписывают слова: “В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – Любовь”. Для меня это выражение исполнено глубокого созидательного смысла”.

Анна Чуприна, фото автора  и со странички Церкви святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии ПЦУ  в Фейсбук

МИГ 31 января вступил в силу Закон Украины 2673-VIII, который очертил процедуру будущего присоединения религиозных общин к Православной Церкви Украины. О его деталях «МИГ» расскажет в следующих номерах.

(Visited 401 times, 1 visits today)
Оставить комментарий

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *