Коронавирус под микроскопом* Спецвыпуск № 2
Вправду ли самоизоляция позволяет по-новому построить отношения местных производителей и торговли? Ощутили ли фермеры внимание к своей продукции? Эти вопросы «МИГ» задал Татьяне Сус – участнице «Ради жінок-фермерів України», фермеру с более чем тридцатилетним стажем.
Ее овощные соленья – неизменные гости на запорожских фестивалях консервации. Татьяна – автор более сорока запатентованных рецептов салатов. Вкусную продукцию семейного фермерского хозяйства из села Матвеевка Вольнянского района знают многие: более десяти лет она на прилавках сети «Торро», «Апельмон», «Эконом плюс», а также небольших несетевых магазинов…
– Так как на рынках мы практически не работали, – говорит Татьяна, – временное их закрытие на карантин на нас не отразилось. Но что касается работы с магазинами, есть правила, в связи с коронавирусом ужесточившиеся, и надо им соответствовать. Мы давно уже планировали перейти к более мелкой упаковке салатов – в ведерки в 500-600 грамм. К тому же, и супермаркеты, и покупатели сейчас предпочитают иметь дело с уже заранее запакованной продукцией.
Естественно, что некоторое время мы потратили на организацию этого процесса: упаковкой и этикетками с датировкой занимались мы с мужем, дети занимались производством. Семейный формат нашего бизнеса позволяет соблюдать изоляцию. Наше производство обслуживает всего четыре человека. Кстати, именно в это время нас посетили представители сети «Апельмон» и были довольны результатами проверки условий производства салатов. Как результат, мы расширяем сотрудничество с этой сетью.
– Как вы справляетесь с большими заказами?
– В прошлом году получили грант в 20 тысяч канадских долларов и смогли приобрести линию по шинковке капусты. Есть в нашем хозяйстве и лучшее оборудование по нарезке китайской моркови – разумеется, китайского производства. Мы смогли приобрести миксер для вымешивания салатов, промышленный холодильник. Остается небольшое количество ручной работы, но мы справляемся. Помогают тренинги по овощеводству, по маркетинговым стратегиям, даже по психологии ведения бизнеса…
– Например?
– На лекции Якова Гороховского* мне поначалу непросто дался его постулат: если решил чего-то добиться, не бойся отказаться от чего-то другого. Однако время показало, что это было необходимо сделать.
– И от чего пришлось отказаться?
– К сожалению, от собственноручного выращивания огурцов – в пользу производства. Важным для меня было и понять, что производитель без реализации беспомощен: приходится с торговлей делиться. Вот, например, как вы думаете, в какой пропорции должны быть доходы от продукции в паре производитель-продавец? А мировая практика предполагает соотношение 40-ка к 60-ти. И это трудно признать украинскому фермеру.
– И он идет торговать на базар…
– Да. К тому же, многих украинских производителей подводит отсутствие хранилищ, промышленных холодильников, современного оборудования. А супермаркету нужно, чтобы зелень, в нужном количестве и качестве – была каждый день. И соответствующе запакована. И долго имела товарный вид.
К сожалению, «пластмассовые» помидоры люди выбрали сами. Покупательское поведение сейчас такое: глаза – руки – цена. Вкус на последнем месте. Мы же в своем производстве вкусовые качества ставим на первое место. Это определяет и выбор сорта, и технологии.
Надо не бояться меняться, не отказываться от возможностей. Лет пять назад моя знакомая выбросила шесть тонн персиков, которые не сумела продать своевременно. А сейчас она приобрела сушилку, промышленный холодильник. Производит пастилу, вино из персика, ароматный персиковый коньяк…
– А как обстоит дело со спаржей, бататом, которые вы привозили на фестивали консервации?
– Это экзотика, которая неплохо растет в наших условиях, и мы будем расширять ее производство. Но – удивительно, что в этом году на первое место по интересу к нашим экспериментам вышла лаванда. Причем, это связано и с коронавирусом…
– И как же?
– Нам начали поступать заявки, просьбы приехать на экскурсию. Вы, мол, рядом с городом, можно ли к вам – подышать, пофотографировать… То есть люди готовы ехать к нам в мини-путешествие в поисках впечатлений, красоты.
Кстати, веточки лаванды у нас постоянно закупают цветочные магазины – и как ароматизаторы, и для украшения букетов… Их добавляют в мед. Возможностей множество. Главное, принимать новые стратегии, идеи… Ведь даже создание новых рецептов – это постоянная импровизация.
– Поделитесь новинками?
– Записывайте!
Рецепт от Татьяны Сус
ЗЕЛЕНАЯ ПРИПРАВА
- Использовать можно любую зелень, какая вам нравится [петрушка, петрушка+киндза, зеленый базилик]. Подойдет и чуть привядший пучок. И даже сочные черенки, которые не попали в салат.
- Зелень помыть, обсушить, порезать. Количество чеснока определить исходя из отношения к нему в вашей семье. Возможно – столько же, сколько и зелени. Можно всего несколько зубчиков.
- Подготовленные зелень и чеснок измельчить в блендере, добавив соли по вкусу и немного масла – подсолнечного или оливкового.
- Расфасовать в баночки и хранить зеленую приправу в холодильнике.
Она украсит и бутерброд, и придаст вкус зимнему супу. А если добавить к приправе горсть измельченных подсушенных и очищенных грецких орехов, – получится украинский песто. Ничуть не хуже итальянского.
*Израильский центр международного сотрудничества в сфере развития (MASHAV) является партнером Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства, благодаря этому сотрудничеству украинские фермеры, участники Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства, принимают участие в тренингах Якова Гороховского
Инесса АТАМАНЧУК, фото Яны МОСЕЙКО и из сети Facebook
*Проект «Коронавирус под микроскопом» финансируется Фондом Международной солидарности в рамках программы Free Media Programme