Только несведущему человеку может показаться, что половецкие «бабы», как в народе называют степные каменные изваяния, остались далеко в Истории. Как и тысячу лет назад, они по-прежнему присутствуют в нашей жизни, подбрасывая нам множество загадок и недоразумений.
Первейшая загадка – название “баба”. Дело в том, что баб как таковых среди степных изваяний [если только их половую принадлежность оценивать] не очень много. Ну, или далеко не все из них, выразимся осторожнее, бабами являются [или девицами, скажем помягче]. Название же их произошло от тюркского слова “баба” [с ударением на втором “а”] – предок.
Следующее недоразумение – историческая привязка каменных баб к скифам. В народе по сию пору все степные скульптуры часто называют скифскими. У Лины Костенко даже стихотворение об этом есть:
Ти, скіфська баба, кам’яна незграба,
стоїш в степах… Курай і бугила…
Яка ж ти баба, ну яка ж ти баба?!
За сто віків дитя не привела!
…Сміється баба, клята скіфська баба,
сміється, ухопившись за живіт.
На самом деле лишь незначительная часть сохранившихся до наших дней степных «баб» произведена на свет божий скифами. Предками, по сути, нашими. Столица царских скифов, кстати, находилась на территории Запорожской области – в Каменско-Днепровском районе, на берегу Каховского моря.
Подавляющее большинство переживших века каменных баб, и это хорошо известно историкам – творение рук половцев. И не за живот, если уж быть точным, бабы те держатся: они к животу какой-то ритуальный сосуд прижимают.
Какой? Что в нем находилось? Никто не может объяснить.
А вообще, если внимательно присмотреться, они очень разные, «бабы» половецкие. Некоторые вообще на людей не похожи. А похожи, скажем, на… бегемотов чудо-юдных. У некоторых лица вообще не различимы, зато одежда «выписана» до мельчайших элементов – до каждого ремешка.
У части же каменных изваяний лица… сбиты, срублены. Зачем, спрашивается? Кому-то, получается, они кого-то напоминали?
Кому и кого? Загадка.
А одну половецкую бабу я однажды встретил [у нас, в городе Приморске], у которой «при жизни» – когда она на кургане обитала, то есть, в наличии имелись… две головы.
Между прочим, материал для изготовления изваяний своих предков половцы добывали… на территории современной Запорожской области – неподалеку от сегодняшнего города Васильевки [об этом подробнее мы поговорим в будущем]. Поэтому в наших местах половецких баб – еще 100-150 лет назад, было особенно много: их же традиционно устанавливали преимущественно там, где производили.
Нынче же самая большая коллекция древних каменных скульптур собрана в историческом музее Днепра, где и были сделаны эти снимки.
Коллекция музея каменной скульптуры Днепра насчитывает 18 стел эпохи энеолита-бронзы, восемь скульптур скифо-сарматской эпохи, 73 половецкие статуи [в том числе и обнаруженные на территории Запорожского края]. Еще один экземпляр этой необычной коллекции принадлежит готским племенам.
Это самая крупная коллекция скифско-половецких изваяний в Европе. Есть на что посмотреть, есть чему удивиться.