Нисколько не шучу: в селе Широкое, что в Веселовском районе, ООО «Химические авиационные технологии» строит и запускает в небеса самолет марки ХИАТ-650.
По объяснению директора ООО «Химические авиационные технологии» Виталия Ярыгина, его предприятие было основано в 1997 году – вместе с получением земельного участка [под аэродром и будущую производственную базу] в веселовском селе Широком, находящемся в десяти километрах от райцентра. Основным направлением деятельности предприятия является разработка и производство летательных аппаратов.
Собственная производственная и летно-испытательной база включает в себя как сборочный цех, так и две взлетно-посадочные полосы категории Е, позволяющие выполнять полеты днем и ночью. Здесь же, в Широком, проживают и будущие сертифицированные [получившие, выражаясь по простому, летные права] пилоты – проходящие, в частности, летную практику курсанты Кировоградской летной академии.
ООО «ХиАТ» разработало, серийно производит и продвигает на рынок авиационной техники самолет ХИАТ-650. В производстве используются современные технологические процессы и процедуры изготовления узлов и агрегатов из композиционных материалов.
Конструкция самолета, позволю себе еще несколько технических терминов, которые необходимы для понимая происходящего в запорожской сельской глубинке, представляет собой подкосный высокоплан с тянущей силовой установкой, однокилевым оперением, трехопорным неубирающимся шасси.
На рынке представлен в четырех вариантах исполнения:
ХИАТ-650Б – базовый,
ХИАТ-650УТ – учебно-тренировочный,
ХИАТ-650УТ/CX – учебно-тренировочный, сельскохозяйственный.
ХИАТ-650СХ – сельскохозяйственный.
На самолетах ООО «ХИАТ» установлены аэронавигационные бортовые и хвостовой огни. В состав авиационного и радиоэлектронного оборудования входят: указатель скорости, высотомер, вариометр, магнитный компас, авиачасы, прибор контроля двигателя FLYdat, указатель давления топлива, система полного и статического давления, система контроля параметров полета, индикатор положения закрылков.
Напомню читателям: это я не о таком предприятии-гиганте, как ГП «Антонов» речь веду, а о базирующемся в Веселовском районе скромном обществе, отвоевывающем у авиагинтов свой кусочек просторных небес.
Фото Сергея ТОМКО и из архива Виталия Ярыгина
В тему
Летно-технические характеристики ХИАТ-650Б и ХИАТ-650УТ
Двигатель ROTAX 914UL
Мощность 115 л. с.
Топливо А-95
Воздушный винт КиевПроп 183/1800
Экипаж 1+1
Взлетная масса 750 кг
Масса пустого 430 кг
Максимальная скорость 200 км/ч
Крейсерская скорость 160 км/ч
Скорость отрыва 65 км/ч
Практический потолок 3900 м
Разбег 150 м
Пробег 120 м
Емкость топливных баков 2х50 л
Расход топлива 20 л/ч
Дальность полета 800 км
Размах крыла 10,86 м
Длина 6,81 м
Виталий Ярыгин
ХИАТ готовят к взлету
Солнечный самолет
В кабине ХИАТа
Веб-страница ООО ХиАТ