Несколько открыток с изображением построенного в начале двадцатого столетия весьма оригинального моста, переброшенного через Днепр возле города Александровска, нынешнего Запорожья, я обнаружил на различных Интернет-аукционах. Эти открытки, конечно же, давно известны всем, кто интересуется историей славного города за днепровскими порогами. И история моста Кичкасского, взорванного во время Гражданской войны, восстановленного в 1921 году и окончательно демонтированного в 1931 году, тоже хорошо известна. Уточню поэтому лишь несколько фактов, заимствованных из книга Льва Адельберга «Мосты Запорожья», автор которой особо подчеркнул, что Кичкасский мост построили в
«самом узком месте реки, в т.н. Волчьем Горле, где ширина Днепра составляла около 160 метров, при глубине в 40 метров. Рядом на правом берегу находилась колония Кичкас, впоследствии затопленная водами Днепра. В этом месте Днепр почти под прямым углом менял свое русло. Вот здесь-то и был через реку переброшен Кичкасский железнодорожный мост бывшей 2-ой Екатеринославской железной дороги. Мост был двухъярусный металлический, клепаной конструкции. Через реку переброшена была одна арка. Расстояние между опорами арки было 190 м. Расстояние от верхней точки арки и до линии опор составляло 20 метров. По верхнему ярусу была проложена двухколейная железнодорожная магистраль, по нижнему ярусу – с левой и с правой сторон моста, пешеходные тротуары. В середине между тротуарами проходили основные несущие конструкции моста. Мост был консольно-балочный, протяженностью 336 метров. В 1902 году было открыто по нему только пешеходное движение. Официально открытие моста состоялось 17 апреля 1904 года, а железнодорожное движение по мосту открыли 22 января 1908 года».
А очень скоро, в 1911 году, в Киеве была издана специальная брошюра «Постройка моста через реку Днепр у Волчьего Горла», автор которой, инженер-строитель Александр Толчин, заметил, что «постройка этого моста представляет интерес по следующим причинам: средний пролет моста в 190 метров перекрывает всю ширину Днепра и является самым большим пролетом в России. При постройке применялась впервые в России сборка на весу при помощи крана и подвесной рабочей платформы. Сборка на подмостях производилась железным портальным краном с подъемной силой в 1800 тонн. При сборке применялась пневматическая клепка». Инженера я могу дополнить уточнением: постройка моста была выполнена работниками Александровского Южно-Российского железоделательного и железопрокатного завода акционерного общества Брянского завода, который находился в Екатеринославе [теперь – Днепровский металлургический завод].
Оставил описание Кичкасского моста и писатель Максим Горький, побывавший на Днепрострое в первой половине июля 1928 года. Цитирую третью часть его цикла очерков «По Союзу Советов, которая впервые напечатана была в третьем номере журнала «Наши достижения» за 1929 год:
«Ночью, над рекой и далеко по берегам вспыхивают голубые огни электрических фонарей. Днепр заплескивает их шелковые отражения, но они светятся на темных волнах, точно куски неба в тучах, гонимых ветром. Я стою на балконе во втором этаже, любуясь игрою огня на воде и странными тенями в каменных рытвинах изуродованного берега. Тени разбросаны удивительно затейливо, похожи на клинопись и вызывают желание прочитать их.
– Весною над крышей этого дома будет одиннадцать метров воды, – спокойно рассказывает инженер.
Молчу, соображая: дом стоит метров на десять выше уровня реки.
– Образуется озеро до тех двух фонарей, – видите?
Вижу. Фонари очень далеко, среди сероватых, бесплодных холмов.
– А вверх по течению – за мост.
Мост висит над рекою на высоте не меньше двадцати метров, но мне говорят, что он тоже окажется глубоко под водою. Очень трудно вообразить озеро такого объема и такой глубины, поднятое на эти холмы.
Затем инженер рассказывает, что этот кружевной и точно взвешенный в воздухе мост был взорван бандитом Махно.
– Взорвали неумело, посредине, а надо было рвать в пятке, с берега, тогда бы весь мост рухнул в Днепр.
Дикий «батько, наверное, был бы крайне оскорблен убийственным пренебрежением, с которым говорят о его неуменье разрушать мосты».
Дикий Горький врал – махновцы мост не взрывали. Вероятнее всего, это сделали большевики. Но вернемся к открыткам, которые я нашел. За шесть карточек с меня попросили… около пяти тысяч гривен. Надо же, удивился я, как сегодня высоко ценится история славного Запорожья. Однако платить не стал – я в глаза не видел такую прорву денег в одних руках) Тем не менее, копии продаваемых на аукционе открыток с изображением оригинального Кичкасского моста, я таки предлагаю вниманию читателей. Открытки предварительно я почистил – насколько смог, от налета времени и слегка осовременил. Кстати, только на одной из них указан автор фото: фотограф Коган, имевший в городе Александровске собственную мастерскую и оставлявший на своих фотографиях особый автограф: Бер Коган. Одна из открыток прошла через почту: судя по почтовому штампу, отправлена она была из Синельниково 3 марта 1911 года. Эту дату я условно отнес и к другим открыткам из серии «Кичкасский мост».