На одном из интернет-аукционов предложен на продажу выполненный в 1908 году в Севастополе снимок подводной лодки «Карп» – головной в серии из трех субмарин [плюс «Камбала» и «Карась»], построенных в 1904-1906 годах в Германии по проекту «E». Автор карточки – известный фотомастер той поры Михаил Мазур, имевший звание «придворный фотограф» и высший торгово-промышленный статус «Поставщика Высочайшего Двора» [всего за историю российской фотографии такого статуса удостоились 35 человек].
Подводные лодки типа «Карп», подсказал портал oruzhie.info, относились к полуторакорпусному типу. Прочный корпус был разделен поперечными переборками на семь отсеков, которые соединялись между собой болтами. Второй и шестой отсеки были оборудованы входными люками. Над четвертым отсеком размещалась прочная рубка, также имевшая входной люк. Подлодка «Камбала» погибла в 1909 году от тарана броненосца «Ростислав», остальные лодки этого типа в декабре 1916 года были признаны негодными к дальнейшей службе и в феврале 1917-го их исключили из состава Черноморского флота, а в мае сдали в порт. Длина лодки типа «Карп» – 39,9 м, ширина – 3,14 м, садка – 2,61 м, глубина погружения – 30 метров. Как на таких лодках можно было служить, уму не постижимо. 26 апреля 1919 года «Карп» затонул близ Севастополя; нашли лодку в 1925 году и 26 марта 1926 года ее подняли водолазы ЭПРОНа – экспедиции подводных работ особого назначения, и отправили для разделки на металл.
А вот, что об авторе снимка в 2013 году рассказал краевед из Бердянска Георгий Сукач: «Родился Михаил Павлович Мазур в Бердянске в 1874 году. Вскоре семья переехала в Севастополь, и Михаил с 14-ти лет начал работать учеником севастопольского фотографа Гезлетеза, чья фотография (салон) размещалась по улице Большая Морская,10. В марте 1900 года севастопольский градоначальник разрешает мещанину Михаилу Мазуру открыть здесь свою фотографию. 18 сентября 1913 года Михаил Павлович обратился к севастопольскому градоначальнику с прошением на строительство здания по адресу ул. Большая Морская, 25. Здание было построено уже в следующем году. Фасад дома был выполнен оригинальным по форме – нишу оформили как морскую раковину. В ней размещались две большие витрины, в которых в больших рамах были выставлены портреты во весь рост. С правой стороны находился портрет Александра Михайловича Романова, великого князя, сына великого князя Михаила Романова, посещавшего Севастополь в 1854-1855 годах, и внука императора Николая Павловича. Так как Александр Михайлович пользовался услугами Михаила Мазура, мастеру из Бердянска было присвоено звание «Придворный фотограф». Михаил Павлович был великолепным специалистом, и севастопольцы заказывали свои фото, как правило, у него. Более того, он имел монопольное право на фотографирование кораблей Черноморского флота».
О праве на фотографирование кораблей ЧФ – важное уточнение: снимков начала двадцатого столетия Михаила Мазура в Интернете масса. В Севастополе в свое время шутили, что у него в мастерской хотя бы один раз снялся каждый житель города. Я также читал, что фотографии с подписью Михаила Павловича были сделаны и в Бердянске – в 1917 году, в частности. Вероятно, во время выездной фотосессии мастера. А вот снимков кораблей, снятых бердянцем, я не встречал, поэтому нынешнему очень обрадовался: наконец-то, повезло. И был изумлен заявленной ценой карточки: 275 тысяч рублей. В пересчете на нормальные деньги, это 101248 гривен. Не то, что много, а очень много. В связи с чем снимок придворного фотографа из Бердянска я со страницы аукциона просто-напросто переснял для архива и с удовольствием предлагаю его вниманию читателей. Карточка уменьшена и слегка обработана. На странице аукциона о ней, кстати, говорится следующее: «На снимке на палубе лодки стоят тридцать моряков, из них двое офицеров в белых кителях [капитан и мичман] и 28 матросов. Кроме того, один матрос позирует, находясь не на судне. Интересно количество моряков, поскольку вместо 29 предусмотренных членов экипажа на палубе присутствует еще один человек, возможно, инструктор [одиннадцатый стоящий слева имеет на голове не бескозырку, а фуражку]. Можно предположить, что это матросы, набранные для обучения управлению кораблем. Они еще не зачислены в команду». Внимательнее присмотревшись к снимку, я разглядел фуражку и на моряке, находящемся вне подлодки. Похоже, это действительно инструкторы. Заявленная на аукционе фотография взята раму; снимок наклеен на паспарту с тиснением: «Придворный фотограф М.Мазур, Севастополь». Размеры фото в раме: 60,1 х 72 см.