Думаю, особо не нужно представлять одного из первых украинских авиаторов и летчиков-испытателей, одессита Сергея Уточкина: о нем знают все. Или, по крайней мере, слышали. Многосторонний спортсмен начала двадцатого столетия – фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист и велогонщик, он также вошел в историю, как популяризатор авиации: в 1910-1914 годах совершил десятки демонстрационных полетов во многих городах Российской империи. Включая Бердянск и Мелитополь. Вот, в частности, что в своих мемуарах рассказывал о визите летчика в Бердянск уроженец города, инженер-полковник Георгий Можаровский, который значительную часть своей жизни занимался разработкой вооружения самолетов, за что был награжден многими орденами и медалями:
«Я учился в реальном училище, когда по городу прошел слух, будто к нам приезжает из Одессы знаменитый летчик Сергей Исаевич Уточкин, чтобы продемонстрировать свой полет на аэроплане. Об Уточкине рассказывали много необыкновенного, и трудно было поверить, что такой исключительный человек осчастливит Бердянск своим появлением. Мы знали, что Сергей Уточкин одним из первых среди летчиков России рискнул подняться в воздух на аэроплане, знали, что к тому же он замечательный спортсмен. О его ловкости ходили легенды, и трудно было разобраться, что в них истина, а что ложь. С восторгом рассказывали, например, что он умеет ездить на велосипеде на одном только заднем колесе, высоко подняв переднее в воздух. Этот в наше время заурядный трюк тогда, в начале девятисотых годов, изумлял публику. В один из ближайших дней на берегу моря начали готовить взлетно-посадочную площадку. Это сразу развеяло все сомнения. Надо сказать, что в тот период Россия почти не выпускала своих самолетов. Русские летчики пробовали силы на заграничных, в большинстве случаев французских машинах. Эти аэропланы-этажерки производили много шуму при взлете, но их попытки оторваться от земли очень часто оканчивались неудачей. На таком самолете типа «Фарман» летал и Уточкин. Когда взлетно-посадочная площадка была готова, ее обнесли высоким забором. Для нас, мальчишек, забор не был препятствием, и к началу полетов ватага ребят уже находилась у самого аэроплана. Появился пилот — высокий, рыжеволосый, могучего сложения мужчина. Мы смотрели на него с благоговением, как на сверхъестественное существо. Оглядев наши сияющие физиономии, Уточкин улыбнулся и попросил держать самолет перед запуском мотора. Наконец мотор заработал. У многих зрителей потоком воздуха сорвало головные уборы, но никто не обратил на это внимания: так пристально все следили за разбегом и взлетом аэроплана. Оторвавшись от земли, аэроплан набрал высоту примерно 150–200 метров и плавно полетел. Зрители как зачарованные следили за полетом. Уточкин сделал несколько кругов над площадкой, над центром города, где собрался народ, и ловко приземлился. Его тут же подхватили на руки, с криками «ура» начали подбрасывать в воздух…
После того, как я увидел летящий в небе аэроплан, мне стало совершенно ясно, что буду пилотом или, в крайнем случае, конструктором аэропланов».
К сожалению, инженер-полковник не уточнил, когда конкретно приезжал в Бердянске Сергей Уточкин. Тем не менее, можно предположить, что это случилось… весной 1912 года: история сохранила сообщение о посещении отважным пилоте – в апреле 1912-го, города Мелитополя, где Уточкин совершил три полета [второй – с пассажиром]. Вероятно, в то же время он побывал и в Бердянске.
«Сбор был полный, – писали о выступлении Уточкина в Мелитополе газеты. – Всего народу, вместе с бесплатными, стоявшими вне аэродрома, было, самое меньшее, тысяч 15. Всякий раз, когда авиатор на своем аппарате пролетал над головами зрителей, публика криками и рукоплесканиями приветствовала покорителя воздушной стихии. Особенно сильное впечатление производил авиатор своими очень удачными спусками на аэродром, плавно спускаясь к ногам зрителей». Любопытно, что за полетом Уточкина тогда наблюдал будущий великий мистификатор – художник Александр Тышлер, который, как известно, был родом из Мелитополя: легендарного атамана из Гуляйполя Нестора Махно, к примеру, он изображал… миловидной женщиной. То на коне, то в гамаке, то перед зеркалом. Ну а, ностальгией по городу детства можно считать картину Александра Тышлера «Женщина и аэроплан». На ней изображена… женщина, конечно же, с обмотанной длинным красным шарфом шеей, скрещенными на груди руками. Запрокинув голову, она удивленно смотрит на маленький, напоминающий саранчу в полете, самолетик. Мелитопольский литератор Сергей Авдеенко, хорошо знающий творчество своего земляка-художника, резонно полагает, что идея этой картины родилась… под впечатлением полетов Сергея Уточкина в Мелитополе.
На снимках:
Сергей Уточкин
В полете – Сергей Уточкин, 1910
Уроженец Бердянска, инженер-полковник Георгий Можаровский
Книга инженер-полковника
Александр Тышлер, “Женщина и аэроплан”
[Фото из открытых Интернет-источников]