Поразительно: единожды в году, независимо от религиозности, мы запасаемся банкой-другой свячёной иорданской воды. Самые же отчаянные – окунаются в проруби, истово осеняя себя крестным знамением. Хотя, как справедливо замечено в крещенском фоторепортаже Сергея Томко, «значение имеет только внутреннее омовение от грехов». А вот с этим стоит разобраться.
Омовение или моржевание?
Несмотря на то, что, согласно социологическим опросам, три четверти соотечественников считает себя верующими, в действительности таковых – раз, два и обчёлся. Большинство прихожан наведывается в молитвенные дома лишь по большим церковным праздникам. Факт: обязательные воскресные службы посещают десятки земляков, а великосвяточные – тысячи. Увы, типичная картина: не заходя в храм, пилигримы сразу выстраиваются рядами вокруг него с фляжками-баклажками. Очевидно, не считая нужным предварительно помолиться, покаяться перед святыми образами, дабы хоть как-то заслужить нисходящую с Небес милость. Стоит ли после такого приобщения к Богу рассчитывать на благоприятную взаимность? Как, впрочем, и на целительные свойства крещенской водицы – проку будет не более, чем при пользовании ею прямо из-под крана… Более того, само таинство водного крещения превращаем в ритуально-развлекательное моржевание, проходящее не в самоуглублённом отринании греха, а для физической закалки.
«Покажите вначале плоды вашего покаяния…»
Ну, а каков дух, таковы и нравы. Даже украсившись для всеобщего лицезрения дорогими крестиками-кулонами, в мыслях и делах своих всё чаще преступаем Божью заповедь: любить ближнего, как самого себя. Достаточно взглянуть на мусорные баки, где роется в поисках хлеба насущного и наше прошлое (пенсионеры, бездомные, калеки, безработные), и будущее (дети да внуки «старых», сиречь некрутых, совестливых работяг-украинцев). А рядом жирует «новое» украинство, нагревшее руки на псевдорынке, ставшем для них сущей манной небесной. Да ещё и в храмы Господни скопом валит. Точнее, доезжает на очередной шикарной «иномарке». Тоже, небось, о своей бессмертной душе печётся. Воистину, прав Иисус Христос: где богатство у человека – на небе (то бишь в моральных приоритетах) или на земле (по принципу трёх «С»: сребролюбие, сластолюбие, славолюбие) – там и его душа. Так почему бы «просветлённым» нуворишам не показать пример истинно христианского доброчестия, выделяя от своих щедрот весомую долю на общенародные нужды? К примеру, создать Фонд социально-экономического развития, тем самым вернув доверие «любимого электората», а с ним – и предпосылки для реального прогресса в родимой неньке…
Пока же о таких чудесах, навеянных Рождественско-Богоявленскими святками, не слыхать, уместно поинтересоваться: имеем ли моральное право вот так скопом, нередко «за компанию» или «на всякий случай» приобщаться к сугубо церковному ритуалу водоосвящения? Ответ находим у его зачинателя – Иоанна Крестителя. Помните, как он решительно отвадил духовных предтеч нынешних псевдохристиан – фарисеев и саддукеев, пожелавших, так сказать, на халяву получить отпущение грехов? «Покажите вначале плоды вашего покаяния: у кого две рубашки, пусть одну отдаст тому, у кого нет ни одной, и тот, у кого есть пища, пусть сделает то же самое».
В церковь – как в аптеку
Прости, Господи, за резкость! Но ведь Ты Сам дал пример неукоснительной честности, прямо, без обиняков называя и завистливых, коварных недругов-книжников, и слабодухих, полохливых друзей-учеников весьма нелицеприятно: «Маловеры!», «Род неверный и развращённый!», «Вожди слепые!», «Змии, порождения ехидны!» Но чаще всего – «Лицемеры!» Согласитесь: даже спустя два тысячелетия сколь злободневно звучит Иисусова оценка своих современников. О непреходящих ценностях вспоминаем лишь от случая к случаю. В церковь ходим, как в аптеку – когда «припечёт». Одной рукой крестимся – другой бесимся: грешим, каемся, снова грешим. Под прикрытием народно-культовой обрядности (колядование) занимаемся откровенным попрошайничеством. Стыдоба да и только! Ведь истинная сущность духовного возрождения – не во внешних, показушных его атрибутах, а в глубинном восстановлении вечных, Творцом и нашими мудрыми пращурами данных морально-этических ценностей…
Надежда – наш компас земной
Дух времени: возросший спрос на «старину» породил и соответствующее, далеко не всегда достойное, предложение. Вот и подступились мы к самому главному: раньше или позже к Богу приходим ВСЕ – и искренне верующие, и полуверы, и равнодушные к тому, что выше их душевного плинтуса, и даже воинствующие атеисты. Чему несть числа примеров даже среди самой высоколобой, то бишь интеллектуально продвинутой, части человечества. Практически каждый крупный учёный-естествоиспытатель, уже по роду своей деятельности являющийся заядлым материалистом, к концу жизни начинает протаптывать тропинку к храму. Ибо все страсти людские в конце концов накрывает всеобщий «примиритель» – крышка гроба, оставляя только искорку надежды на продление собственного «я» и за чертой физического бытия. Единственный же её живитель – Высшая Божественная Сущность. Иное дело – вовремя ли к Ней обращаемся и с каким багажом?
Когда помощь приходит вроде ниоткуда
«Человек нагим приходит в мир, нагим его и покидает». Сполна оцениваем эту библейскую истину, только оказавшись в преддверии второй «наготы». И тут-то, ужаснувшись близкой конечности своего существования и разверзнувшейся под ногами бездны небытия, наконец, вспоминаем о Боге, моля Его о совершении чуда – отодвигания личного конца. Но часто-густо в ответ – тишина: страшная, неумолимая, неотвратимая, как ночь после дня. Вспомним предание: Небеса слышат лишь тех, кто Их видит. А ежели ты всю бытность только и знал, что, подобно басенной свинье под дубом, ненасытно грёб под себя новые кучи мирских желудей («бабки», шмотки, жратву, плотские утехи) и без устали чавкал, чавкал, чавкал, не поднимая кверху, простите, рыло? Думается, поздно будет взывать к Господней Милости, когда сам оборвал все нити, связующие себя с Ней…Стоит ли так не-по-пра-ви-мо, не-об-ра-ти-мо рисковать?
Воистину, духовная сфера – не магазин, где заплатил деньги и получил желаемое. Ведь чудо – это искра, высекаемая при соприкосновении мира непреходящего, вечного с миром бренного повседневья, требуя от человека неустанного труда на ниве добрых дел и действенной молитвы. Тогда Всевышний и благоволит, посылая спасение в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Невольно вспоминается Его покровительство моему дедушке. Служа матросом на военном корабле ещё в годы Первой мировой войны, он оказался в студёной ноябрьской купели за несколько миль от берега после подрыва судна на вражеской мине. Из двух сотен моряков к суше доплыло чуть больше десятка, включая дедуся, тогда ещё неженатого парня из Полтавщины. Помогла же ему одолеть леденящий холод, усталость и бездну морскую искренняя вера в Бога, следование заповедям и непрестанная молитва: «Господи, помилуй!». Помилуй же и нас, суетных, лукавых…
Ю.Г.Скиба, журналист-ветеран,
г. Днепрорудное.