Человек без лица
Речь не об устоявшемся выражении, которое мы иногда произносим, увидев знакомого, пребывающего в расстроенных чувствах: на тебе, мол, лица нет. Я об ином хочу рассказать. Дело в том, что иногда мне встречаются люди, у которых… в прямом смысле нет лица. Вообще. Намедни, скажем, такого человека я встретил в поселке Новониколаевка. Человека без лица. Только усы и нижняя губа у него имелись. И основание носа едва угадывалось на отсутствующем лице.
Да, это была так называемая половецкая баба… в мужском образе. Мало этого, передо мной был не рядовой мужчина, а древний воин. На это – кроме усов, указывали его шлем и защитные бляхи на груди, одетые на ремни. «Кто же тебе, брат, лицо срубил?» – вслух спросил я у каменного воина. Ответа, естественно, не услышал.
Если же серьезно, подобные – безликие, половецкие каменные изваяния не очень редки. При этом на некоторых одежда «выписана» до мельчайших элементов – до каждого ремешка. А лиц нет – они сбиты, срублены. Зачем, спрашивается? Кому-то, получается, они кого-то напоминали? Кому и кого? Загадка. Разгадывать ее не берусь, но предположить могу: лица у степных половецких скульптур сбивали по указанию тех, кого смущало сходство этих скульптур с нами. Такое ведь сходство перечеркивало навязанную нам еще с советских времен идею азиатского, скажем так, происхождения половцев, которые не были азиатами, а были такими же европейцами, как и мы. Не исключаю, что по варварски относились к половецким скульптурам и некоторые из христиан. Из тех, в частности, кто на словах проповедовал идеи мира и любви, а на деле боролся с любым проявлением инакомыслия и, видя в половецких скульптурах языческие идолы, разрушал их. Или повреждал им лица. К слову, нетерпимость – признак слабости. Сильные всегда снисходительны.
Получается, на улице в Новониколаевке я встретил не просто половецкого воина, а воина-мученика.
*
Сами себя половцы называли сарами. В Лаврентьевской летописи под 1096 годом запись на сей счет имеется вполне определенная: «Рекше: сарины есьми» – сары, дескать, мы. Употребляемое же нами название «половцы» произошло от слова «полова» [солома], что является точным переводом слова «сары» – желтый. По цветовому качеству если оценивать его. То есть, половцами были люди с соломенного цвета волосами, а не смоляными, присущими выходцам из Азии.
Женщин среди половецких степных каменных изваяний – если только их половую принадлежность оценивать, не очень много. Ну, или далеко не все из них, выразимся осторожнее, бабами, как их называют в народе, являются. А произошла «половецкая баба» от тюркского слова «баба» [с ударением на втором «а»] – предок, т.е.